- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Особенности обучения в аспирантуре
Как правило, аспиранту приходится надеяться на то, что кто-то поможет ему освоить его новые обязанности и систему работы. Чувство замешательства и неуверенности одинаково испытывают и те, кто только что получил диплом с отличием, и те, кто вернулся в университет после нескольких лет работы, поскольку ни те, ни другие не знают наверняка, чего от них ждут.
Нередко аспиранты первого года обучения считают, что для занятия наукой необходимы какие-то особые способности. Представление, что, если нет выдающихся способностей, не стоит даже надеяться на присуждение ученой степени, мешает их собственному развитию. Когда такие аспиранты читают хорошую диссертацию, у них нередко возникает убеждение, что сами они никогда не смогут написать ничего, что хотя бы отдаленно напоминало подобную работу ни по объему, ни по качеству. Многим приходилось переживать этот болезненный период перехода на новый уровень мышления, когда под сомнение ставится сам смысл пребывания в аспирантуре. Чтобы выработать свое оригинальное видение предмета, аспиранту лучше начать изучение предмета заново, с самого начала и постепенно прийти к пониманию того, чем, возможно, предстоит заниматься в будущем.
Вам нужно постараться во время первых же встреч с научным водителем договориться о выполнении какой-то небольшой работы, четко оговорив сроки исполнения. После выполнения этой работы обсудите не только результаты, но и ваше отношение к работе, чтобы развеять любые сомнения по поводу своих способностей к занятиям исследовательской работой. Кроме того, внося исправления, составляя черновики и т.д., вы будете вырабатывать соответствующие навыки, которые позволят вам довести диссертацию, статью до уровня, отвечающего требованиям.
В общении с другими аспирантами расспрашивайте их о том, что они испытывали в начале работы, ведь возникающие трудности легче преодолевать, когда знаешь, что ты не одинок в своих опасениях и что эти проблемы присущи самой системе, которая, к сожалению, далека от совершенства.
Многие считают, что научно-исследовательская работа оторвана от жизни и происходит в «башне из слоновой кости». Узнав, что вы занимаетесь исследовательской работой, даже близкие знакомые могут думать, что вы решили провести несколько лет в полном уединении.
Конечно, много времени вам придется работать самостоятельно, например, при обдумывании или конспектировании материала, но вы будете общаться с вашим руководителем, сотрудниками кафедры, персоналом библиотек, с приглашенными профессорами, коллегами, работающими над научными докладами. И, если вы хотите добиться хороших результатов, вы должны воспользоваться всеми предоставленными вам возможностями. Научно-исследовательская работа требует приобретения навыков не только исследовательской деятельности, но и общения.
Дружеские отношения между аспирантом и руководителем не редкость, но все же аспирант часто чувствует неловкость при неофициальном общении, когда, например, руководитель приглашает его домой. Причина такой неловкости – разница положения: руководители – признанные специалисты в своей области, они пользуются заслуженным авторитетом у коллег. В научных коллективах, как и в любых других, нужно много работать над развитием личных взаимоотношений.
Когда в научном учреждении субсидируется выполнение большой программы исследований, вокруг профессоров, получивших гранты, собирается группа из нескольких аспирантов. Каждый работает над какой-то конкретной проблемой, тесно связанной со всеми остальными. Теоретически между ними существует свободный обмен информацией, и вся группа работает согласованно. Но в действительности аспиранты стараются не рассказывать о своем участке работы, так как опасаются, что исследования кого-нибудь из коллег сделают бессмысленным продолжение работы над его собственной научной проблемой. У аспирантов, которые участвуют в работе над такой программой, обычно бывают две причины для тревоги, обусловленные тем, что ученая степень присуждается за оригинальность и квалифицированность работы: во-первых, работа другого аспиранта настолько близка к их собственной, что их работа может оказаться «неоригинальной» или уже устаревшей; во-вторых, коллега может доказать нечто такое, что обнаружит неправомерность их собственных исследований.