- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Задачи аспиранта. Диссертация
Учеба в аспирантуре, которая является самостоятельной формой получения образования и знаний, резко отличается от учебы в вузе. Поэтому после поступления в аспирантуру задачей аспиранта, погрузившегося целиком в мир науки, становится умение заниматься научной работой. Ему самому необходимо определиться с выбором научного направления, соответствующей темы исследования.
Ему придется также заняться изучением литературы относительно выбранной темы, организацией научных экспериментов, получением и обработкой данных, сравнением полученных результатов с уже имеющимися в науке. После всего этого надо будет сделать выводы. Написанная им диссертация по сути будет хорошо написанной курсовой или дипломной работой, однако ее отличительной особенностью станет научная новизна, а также практическая и теоретическая значимость проведенного исследования.
Главная задача аспиранта – написание и защита кандидатской диссертации с целью получения ученой степени кандидата наук. Кроме написания текста диссертации, еще задолго до защиты, аспиранту следует подготовить немалое количество публикаций. Ему необходимо выступать на конференциях, а также внедрять результаты своих исследований в практику.
Научным работникам должен быть обеспечен доступ к ознакомлению с результатами проведенной исследовательской работы аспиранта. Это можно сделать двумя способами: докладывая данные своей работы на научных конференциях (семинарах, конгрессах) и публикуя научные статьи, где детально изложены главные (или промежуточные) результаты исследования. Следовательно, соискатели ученой степени кандидата наук (соискатель – это тот, чьей целью является получение вышеупомянутой степени) обязаны полностью излагать материалы проведенной работы в опубликованных научных трудах. Помимо этого, делая доклады по теме диссертации, им надо пройти достаточное количество и уровень институтских, городских, республиканских или международных конференций.
У аспирантов должно быть примерно 7–9 публикаций, в крайнем случае можно ограничиться 3–4 статьями. В соответствии с официальными требованиями Высшей аттестационной комиссии (ВАК) количество публикаций не регламентируется (см. «Положение о порядке присуждения ученых степеней» от 30 января 2003 года). При публикации статей важную роль играет как количество публикаций (тезисов докладов конференций), так и объем по количеству страниц и уровень публикующего издания. Так, например, статьи в сборнике научных трудов и журналов ценятся выше, чем тезисы докладов. Высокую оценку получают также статьи на иностранных языках в зарубежных изданиях (имеется ввиду дальнее зарубежье). ВАК не засчитывает публикации, которые выходят в свет позже чем за месяц до защиты кандидатской диссертации. Их не следует указывать в автореферате. Научная общественность должна быть знакома с результатами исследовательской работы аспиранта, чтобы подвергнуть ее критике. Надо учитывать, не каждое издание имеет достаточный авторитет, чтобы быть признанным ВАК. ВАК не может засчитать также статьи, изданные в собственных изданиях учебного заведения. Следовательно, публикуя статью, аспиранту надо выяснить соответствие уровня издания требованиям ВАК, иначе многие публикации могут быть «потеряны».
К сожалению, на данный момент все публикации в основном платные. С появлением в интернете электронного журнала «Исследовано в России» http://zhurnal.mipt.rssi.ru/comcept.html молодые ученые получили возможность публиковать свои статьи бесплатно, но главное, что эти публикации официально признаются ВАК. Для этого надо представить аннотацию (а в лучшем случае, и второй вариант текста) на английском языке и рекомендацию к публикации от двух докторов наук, профессоров.
Опубликованную статью лучше сразу внести в «Список публикаций» и для удобства хранить на компьютере отдельным файлом. Внесение туда полного библиографического списка публикации необходимо для их запоминания, учета у систематизации, чтобы не было повторных статей. В случае совпадения названий статей аспирант имеет право включить только одну из этих публикаций в окончательный «Список трудов по теме диссертации», который должен быть готов к защите. Надо иметь ксерокопию текста статьи, титульного листа сборника, где она была опубликована, и содержания, в котором указана фамилия аспиранта. Ксерокопии должны быть представлены в Ученый Совет вместе с другими документами для защиты.
Согласно требованиям ВАК одним из обязательных условий является выступление на конференциях. Выступление на конференциях – это возможность обретения умений и навыков представить доклад относительно данных своего исследования большой аудитории и получения опыта общения с определенным количеством людей. Выступление поможет уяснить реакцию людей на тему и доклад аспиранта с тем, чтобы учесть это обстоятельство при дальнейшей подготовке к защите. Теперь уже готовясь к защите, аспиранту легче будет отвечать на вопросы и понять, как в следующий раз представить доклад в лучшем свете. Результаты исследований необходимо представлять, используя любую возможность на конференциях любого уровня и с любым составом участников, так как все это даст определенные умения и навыки. А обретение опыта станет залогом успешного публичного выступления на защите, где проявится умение убеждать людей в своей точке зрения. Это поможет аспиранту заставить аудиторию согласиться с его рассуждениями и доводами. Станет легче составлять план выступления, говорить просто, лаконично и убедительно.
По завершении конференций следует включить ее полное название и название доклада в «Список конференций, на которых доложены материалы диссертации». В этом случае лучше не надеяться на память, потому что могут возникнуть нежелательные проблемы с запоминанием. Для удобства лучше все заносить в соответствующие списки.
Одним из важных требований к аспиранту являются акты внедрения результатов научного исследования в практику (например, в учебный процесс – на кафедре, где писалась диссертация, и в процессе работы учреждения, где проводился эксперимент). Акты внедрения вносят в диссертацию в качестве приложений. Аспиранты могут также представить рационализаторские предложения относительно внедрения теории (результатов своего исследования) в практику, патенты на изобретения и др.
Стоит поинтересоваться в патентном бюро учебного заведения рационализаторскими предложениями, зарегистрированными предшественниками аспирантов данного года обучения. Это позволит многое понять, переоценить и оформить неясные мысли в конкретные рационализаторские предложения.
Педагогическая практика также является важной составляющей в списке требований к аспирантам. Это возможность вести практические занятия и читать лекции в качестве преподавателя. Нагрузка во время прохождения педагогической практики на кафедре должна быть не менее 40-50 учебных часов. Лучше предварительно узнать у заведующего кафедрой о почасовой оплате преподавательской работы, во время прохождения которой аспиранта могут зачислить в штат кафедры на часть ставки. В случае бесплатной работы аспиранту не стоит расстраиваться, ведь в любом случае он получит бесценный опыт педагогической практики.