- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Как вести себя на экзамене. Часть 2
Следует учесть, что объемный материал легче запомнить, разбив его на части. Для лучшего усвоения некоторых предметов, таких как математика, физика, теория вероятностей и другие, необходимым условием является решение задач. Опыт их решения поможет глубже вникнуть в изучаемый материал, разобравшись в их сути, и, следовательно, лучше усвоить его. Умение грамотно решать задачи окажет вам неоценимую услугу на экзамене, ведь в экзаменационных билетах помимо теоретических вопросов, включены и задачи.
Большинство экзаменаторов считает, что важным показателем уровня знаний, того, что студент действительно разбирается в данном вопросе, – это не только способность блестяще воспроизвести вызубренный материал, т.е. теорию, но и умение решать задачи и приводить примеры.
Для запоминания математических формул или законов физики, правил правописания в русском языке или иностранных слов, исторических дат, географических названий, стихов студенту зачастую не обойтись без банальной зубрежки. При этом надо учесть, что наиболее продуктивное запоминание - не вызубрить, а понять и выразить все своими словами, что легче запоминается и лучше воспроизводится. Поэтому хоть и многие стараются запомнить конспекты путем зубрежки, однако при подготовке к экзамену надо умело совмещать зубрежку с практическими заданиями.
Порой на экзамене можно наблюдать такое явление как экзаменационный шок вследствие того, что студент вдруг забывает то, что действительно учил. Но не стоит впадать в экзаменационный шок. В этом случае помогает логическое мышление. Если зубрежка не была механической, то знания уложены в памяти упорядоченно, словно кирпичики, из которых построен дом. Надо приучить себя систематизировать полученные знания, чтобы в дальнейшем суметь извлечь необходимую информацию. Можно написать что-то вроде шпаргалки с основными пунктами каждой темы. Раскрывая пункты, вы, вспомнив связующие их детали, быстро восстановите в памяти изученный материал.
Что касается вашего внешнего вида, то не стоит одеваться на экзамен слишком броско и приходить с ярким макияжем. Здесь лучше ориентироваться на вкусы экзаменатора, ведь не все из них выносят студентов даже в классических костюмах. Все должно быть аккуратно и в меру. Внешность не должна отвлекать ни вас, ни преподавателя. К экзамену следует выспаться, позавтракать и собраться во всех отношениях.
В умении вести себя на экзамене львиную долю играет такая черта характера, как уверенность в себе. Обязательно надо быть уверенным в себе, ведь уверенность – залог успеха любого предприятия.
Бывает, что хорошо знающие материал студенты теряются и краснеют на экзаменах. При ответе они начинают мяться и в итоге получают низкую оценку, хоть и вовсе ее не заслуживают. Следовательно, надо входить в аудиторию с бодрым шагом и уверенностью на лице, несмотря на степень своей готовности. Вытянув «счастливый билет», не подавайте и виду, что по счастливой случайности вам выпал тот самый билет, который вы успели выучить. Сядьте на свободное место и спокойно готовьтесь. В случае с неудачным билетом не надо поддаваться упадническому настроению, теряться, раскисая на глазах преподавателя. Не надо просить поменять билет, ведь он также может оказаться не вашим, и в итоге вы получите более низкую оценку.
На экзамене важное значение имеют также отношения «экзаментаор-экзаменуемый». Поэтому вам придется изучить как сдаваемый предмет, так и личность экзаменующего преподавателя. На его лице вы найдете все реакции на ваши ответы и, возможно, это поможет вам правильно ориентироваться в процессе сдачи экзамена. Отвечая на вопрос, главное, суметь произвести хорошее впечатление. В вузах преподаватели теоретического материала в основном плохо знают своих студентов и знания выявляют здесь и сейчас. Немалую роль играет симпатия преподавателя к студенту, хоть это составляет какие-то 2-3% от всей аудитории. Да, не секрет, что некоторые преподаватели завышают или дарят спасительную положительную оценку своим любимчикам, но если вы не входите в их число, то не надейтесь на халявную удачу подобного рода. Придется брать другим. Можно ответить безупречно, но не произвести должного впечатления на преподавателя. Следовательно, для успешного результата надо обязательно подобрать ключик к преподавателю, т.е. найти подход, а для этого надо разобраться, к какому типу преподавателей он относится. А чтобы выяснить это, надо обязательно постараться присутствовать на лекциях, чтобы изучить преподавателя заранее.
В разных вузах дается разное количество времени на подготовку к ответу. Нельзя тратить время зря. Надо сразу приступать к решению или записи ответа на черновик. Во второй половине отведенного вам времени внимательно проверьте написанное и аккуратно перепишите на чистовик. Однако оставьте черновик при себе до конца экзамена, ведь вполне возможно, что вы сделали нелепую ошибку, перенося написанное (например, решения задач или формулы) на чистовик. Во время подготовки не отвлекайтесь и не привлекайте к себе лишнего внимания.
В случае, если вы еще не готовы, а экзаменатор вызывает вас, не надо отказываться, производя тем самым плохое впечатление. Перед ответом быстро «пройдитесь» по плану ответа, фиксируя в памяти значимые пункты, что облегчит вам процесс сдачи экзамена. Обратите особое внимание на началовашего ответа. Если в первые минуты вашего ответа вы будете отвечать уверенно и логично, то вас, наверняка, остановят раньше времени и начнут задавать вопросы. Обнаружив ошибку или неверный ответ на устном экзамене, экзаменатор, решив выяснить глубину вашего пробела, может выяснить, что и другие разделы его предмета недостаточно хорошо вами изучены. Максимально сосредоточьтесь, отвечая на вопросы. Если надо, переспросите, но ни за что не оправдывайтесь, что, мол, чего-то не проходили или вам не объясняли. Надо постараться выкрутиться из любой ситуации. А если вас пытаются «завалить» вопросами, не входящими в программу, то это прямое нарушение правил проведения экзамена. Не отчаивайтесь. Вы имеете полное право подать на аппеляцию.
Ни в коем случае нельзя воспринимать экзамен как трудное испытание. Провал на экзамене – не конец света. Поэтому не надо зацикливаться на эмоциональных переживаниях, а необходимо грамотно проанализировать неудачу, дабы не наступить на те же грабли во второй раз.
Словом, все зависит от ситуации, в которой вы окажетесь, и успех сдачи экзамена зависит как от степени вашей подготовленности к нему, так и от правильно предпринятых вами действий на месте.
Итак, успешная сдача экзамена требует умения правильно вести себя на экзамене, для чего понадобится хорошая подготовка, т.е. регулярная самостоятельная работа в течение определенного времени. Каждый должен использовать свою методику подготовки к сдаче экзамена, учитывая свои сильные и слабые стороны. Правильная организация подготовки предполагает не только хорошее владение знаниями по предмету, но и психологическую готовность, что позволит наиболее успешно вести себя во время экзамена, сумев сконцентрироваться и овладеть собственными эмоциями в решающий момент. Если вы не будете пренебрегать изложенными выше советами, то удачно сдадите экзамен. Ни пуха ни пера!