- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Рекомендации к написанию работ по психологии
Дипломные и курсовые работы по психологии представляют собой законченное самостоятельное исследование, включающее обоснование выбора темы, обзор литературы по теме, описание проведенного эмпирического исследования, теоретического анализа или методических процедур, интерпретацию его результатов и последующие общие выводы.
В работе необходимо присутствие материалов реферативного или историко-реферативного характера, поскольку, кроме навыков проведения конкретных эмпирических исследований, от студентов требуются умения научного анализа, синтеза, обобщения и т.д. для того, чтобы работы не носили компилятивного характера. Что же касается практической актуальности, то работы по психологии должны иметь обязательный практический выход. Работы должны содержать новые идеи, указывающие пути решения практических профессиональных проблем, подтвержденные статистическими данными научные выводы, имеющие ценность для решения научно-практических психологических задач. Структура работы:
Введение
Введение должно быть кратким и содержать обоснование выбора темы работы, ее актуальности, формулировку предмета, целей и задач исследования, краткое описание методов исследования. Во введении необходимо:
- раскрыть различные аспекты актуальности проблемы (общечеловеческий, социальный, правовой и т.д.);
- представить обоснование выбранной темы (проблемы) в контексте научно-практических задач психологии и развиваемых на кафедре научных направлений;
- описать, в чем состоит новизна проведенного исследования, то есть показать, что нового по сравнению с уже известным в данной проблеме вносит данная работа;
- раскрыть теоретическое и практическое значение проведенной работы, то есть указать на возможность внедрения полученных результатов в практическую деятельность при решении конкретных психологических задач.
Теоретическая часть
В теоретической части необходимо раскрыть основные ключевые понятия, относящиеся к проблеме исследования. Кроме того, следует внести данную проблему в контекст исторически сложившихся подходов, объясняющих интересующий автора феномен; рассмотреть современные взгляды на изучаемое явление; обозначить спорные, конфликтные точки зрения. Если работа носит междисциплинарный характер, то необходимо провести сопоставление психологического подхода к изучаемому феномену с тем, как его рассматривают представители смежных дисциплин.
Выбранную тему необходимо рассмотреть в проблемном поле различных психологических концепций, которые содержат в себе описание, объяснение, определяют возможности прогноза и коррекции интересующего автора явления. Кроме того, в теоретической части должно содержаться обоснование гипотез, целей и задач данного исследования. Теоретическая часть должна быть подытожена суждениями о современном состоянии проблемы, степени разработанности как исторически сложившихся, так и современных взглядов на изучаемое явление. Необходимо отметить наименее разработанные и спорные точки зрения, в свете которых научно-практическое значение исследования будет наиболее очевидным.
Эмпирическая часть
Эмпирическая часть содержит в себе описание гипотез, предмета и объекта исследования, методов и материалов, а также анализ результатов и их обсуждение. Гипотеза (-ы) исследования: предположение, нуждающееся в проверке, подтверждении. Предмет исследования: описание психологического феномена, подлежащего исследованию.
Цели и задачи - конкретизируют предмет исследования:
Цели:
- выявить.....
- исследовать.....
- проанализировать....
- сопоставить... и т.д.
Задачи:
- 1-я задача: проанализировать....., сделать обзор.....
- 2-я задача: выявить..., сопоставить..., сформулировать... и т.д.
Критерий постановки задач: от общего к частному, задачи должна соответствовать целям работы, раскрывать и детализировать их.
Объект исследования Необходимо представить описание выборки испытуемых: половозрастной состав, характеристику исследуемой выборки (то есть описать наличие проблемы, клинического диагноза и т.д.), указать источник информации о диагнозе и проблемах.
Методы исследования
Описание методов должно содержать:
- название методики, указание на то, кем она разработана и когда, для решения каких задач применялась,
- указать обоснованность применения данной методики для решения поставленных целей и задач, проверки гипотез, - кратко описать процедуру проведения исследования. Если методика является малоизвестной, то необходимо представить более подробное ее описание.
Описание результатов
Результаты исследования могут быть представлены различными способами. В соответствии с:
- поставленными целями и задачами (то есть, результаты представляются в соответствии с логикой целей и задач, последовательно их раскрывая),
- методами исследования (то есть, данные описываются в соответствии с результатами, полученными в результате применения одной методики, затем - следующей и т.д. ),
- изучаемыми феноменами (например, особенности мотивационной сферы, самосознания, интеллектуальных процессов и т.д.)
Данная часть работы может содержать таблицы, графики, диаграммы, иллюстрирующие наиболее важные результаты исследования. Анализ и обсуждение результатов Этот раздел предполагает анализ полученных результатов в свете поставленных целей и задач, выдвинутых гипотез.
Следует оценить, насколько удалось подтвердить или опровергнуть поставленные гипотезы, удалось ли достичь поставленных целей и задач и т.д. Кроме того, обсуждение результатов предполагает соотнесение полученных результатов с проблемами, подходами, рассмотренными в теоретической части. В этой части можно обсудить вклад данной работы в разработку изучаемой проблемы, использовании нового подхода, в расширении методического аппарата и т.д.
Выводы представляют собой обобщенное изложение основных результатов исследования в контексте поставленных целей и задач, гипотез исследования.
Заключение
В заключении необходимо рассмотреть полученные результаты в свете будущих направлений исследования данной проблемы, оценить возможность практического применения полученных результатов, описать новые перспективные направления, возникшие в результате дипломного исследования и т.д. Заключение должно быть кратким и обстоятельным, не должно повторять содержания предыдущих глав. Как написать курсовик по психологии Итак, доучились. До первого серьезного курсовика.
Страшно?
Да ни капельки! Потому что курсовик по психологии - это очень просто открывающийся ларчик, если знать, конечно, где у него крышечка и замочек. Если дело дошло до курсовика, значит, рефераты вы уже писали, не правда ли? Значит уже половина умения у нас в кармане. Потому что первая глава всегда - теоретическая, и главное в ней - обзор и анализ литературы по теме. В принципе, подразумевается, что мы, готовясь к работе, берем труды мэтров, тщательно их анализируем, творчески перерабатываем и выдаем "на гора" свои мысли на основе цитат из первоисточников. Но все, конечно, можно и упростить.
На основе пресловутых первоисточников уже написаны горы учебно-методической литературы, где каждый психологический феномен подробно описан, включая историю его исследования. Поэтому, изучая вопрос, к примеру, способностей, вовсе не обязательно читать Теплова. Можно воспользоваться "Введением в психологию" Шадрикова, где все прекрасно расписано. Принцип формирования первой теоретической главы - от общего к частному.
Сперва обзор источников, истории исследования проблемы. Потом - о проблеме в целом и о ее составляющих. В конце главы - выводы. Вторая глава, как правило - практическая. Она состоит из трех частей: методики исследования, организация исследования, анализа полученных результатов. Методики исследования из головы никто не придумывает, их берут из литературы. Самые популярные сборники методик - третий том Немова и сборник Головей и Рыбалко. В Интернете методики тоже можно найти. Это, с одной стороны, не слишком хорошо - ссылка в работе должна указывать на "бумажное" издание, но зато в Интернете можно найти готовый стимульный материал (карточки, рисунки, опросники).
Методику описываем в самой работе, а стимульный материал помещаем в приложение. В пункте организация исследования мы описываем группу испытуемых, можно построить диаграммы распределения их по полу, возрасту, доходу, стажу семейной жизни, количеству детей и т.д. и т.п. Описываем, как мы их опрашивали и исследовали - очно, заочно, индивидуально или группой. Как они на это исследование реагировали (особенно если мы изучаем детей).
Приводим таблицы с результатами исследования по каждой методике. Обрабатываем результаты и делаем выводы. Пишем заключение (которое фактически состоит из выводов по главам, слегка переформулированных), расставляем ссылки, вставляем автоматическое содержание, печатаем титульный лист....
И несем преподавателю...