- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Работа с историческими источниками
Дипломная работа – завершающая, индивидуальная, квалификационная работа студентов-выпускников ВУЗа. Написание осуществляется по определенной схеме, в зависимости от предмета, предусматриваются определенные особенности.
Работа с историческими источниками может потребоваться при написании работы по истории, юриспруденции, искусствоведению, литературе, философии и другим гуманитарным и общественным дисциплинам. Написание диплома осуществляется студентом на протяжении года – от качества работы и глубины изучения источников зависит успех защиты работы и оценка за нее.
Классификация источников
Исторические источники – широкий спектр материалов, предметов материальной культуры общества, которые отражают исторические процессы и события и требуют интерпретации. Исследователи выделяют несколько критериев классификации: способ передачи информации в источнике, тематика, особенности происхождения.
- Наиболее ранее деление – на остатки и предания (традиции).И.Дройзен выделил понятие исторической традиции, которое соединяет речь, изображения и письмо. В рамках этого деления существуют: устные, письменные и изобразительные источники. Остатки представляют собой: обычаи, ремесленные изделия, монументы, документы.
- Л.Пушкарев выделил письменные, вещественные и этнографические источники. Первая категория делится также на повествовательные и документальные материалы.
- Наиболее актуальная классификация принадлежит авторству С.Шмидта:
- Вещественные (материальные) – любые предметы древности и предметы обихода;
- Изобразительные – картины, рисунки, фотографии;
- Словесные – речь, фольклор, фонодокументы;
- Поведенческие – ритуалы, традиции;
- Конвенциональные – графические знаки, символика;
- Аудиальные (музыка, записи).
В процессе работы необходимо выбрать источники, которые наилучшим образом иллюстрируют проблематику. Как найти источники?
- Подсказку может дать сама тема и дисциплина.
- Определитесь с ключевыми понятиями темы, исходя из них, осуществляйте поиск при помощи библиотечного каталога или Интернета.
- Проконсультируйтесь с научным руководителем.
- Внимательно изучите теорию – в теоретических работах, вероятнее всего, будут указаны источники (документы, картины, карты).
Какими должны быть источники?
- Репрезентативными;
- Полными;
- Достоверными;
- Уместными в исследовании на конкретную тематику.
Обратите внимание! Источник, независимо от его происхождения и типа, просто рабочий материал. В зависимости от поставленных вопросов и проблем, он может давать разную информацию и интерпретироваться по-разному. Поэтому не стоит возводить источники в статус единственно верной информации. Не стоит пользоваться одним источником – это сделает работу субъективной, неполной. Все исследователи отмечали фрагментарность источников, особенно исторических. При работе с источниками требуется непредвзятость, кропотливость, внимание к деталям, умение критически воспринимать информацию.
Наиболее популярные методы для исследования источников:
- Информационный анализ: выделение главных положений документа.
- Терминологический анализ: выделение ключевых понятий темы.
- Количественный контент-анализ.
- Лингвистический метод.
- Психологический метод.
- Библиографическое изучение.
- Метод экспертных оценок.
Основа для изучения любого документа – это также методы:
- Классификации;
- Анализа;
- Синтеза;
- Типологизации;
- Критической оценки;
- Обобщения.
Использование источников разных видов поможет более непредвзято подать информацию и сделать логичные заключения.