- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Как вести себя на экзамене. Часть 1
Экзамен – словно большая, зачастую решающая все или многое лотерея вне зависимости от того, готовы ли мы к нему или нет. А результаты этой лотореи зависят чаще не от подготовки к экзамену, а от того, насколько правильно мы будем себя вести на экзамене. Хотя умение вести себя тоже является своего рода подготовленностью.
Всем нам когда-то приходилось или придется сдавать экзамены. Зачастую сдача экзамена нам кажется тяжелым испытанием на определенном этапе нашей жизни, ведь каждый раз он словно направляет нашу судьбу в определенное русло. На экзамене экзаменуемые ведут себя по-разному: для кого экзамен – это очередной праздник, для кого – кошмар, а для кого – будь что будет.
Первая категория студентов – счастливчики. Они в основном вытягивают «счастливый билетик» и как по-писаному отвечают заученное и получают свою желанную пятерку или другую положительную оценку.
Несчастливчикам вечно не везет, и им соответственно достается «несчастливый билет» - и, о ужас! Пропадает весь их труд, летят в тартарары время и силы, почти даром потраченные на подготовку к сдаче экзамена, ведь выпал тот самый билетик, на который они особо и не обратили внимания или не успели толком подготовить, надеясь на авось.
Третьей категории абсолютно все равно, какой билет им выпадет, ведь они и не утруждали себя подготовкой к экзамену, рассчитывая на возможность списать, подсказки однокурсников или благосклонность экзаменатора.
Экзамены бывают в основном трех видов и вести себя на них нужно соответствующим образом. Поведение сдающих и принимающих экзамен отличается во трех всех случаях.
1. Школьные экзамены
Конечно же, самый легкий тип экзаменов. Легки они тем, что времени на их подготовку значительно больше, чем на остальные виды экзаменов. Школьники готовятся к ним более менее спокойно, систематически, регулярно. Более того, подготовка к экзаменам проходит под чутким вниманием преподающего педагога. Самое сложное здесь происходит в финале – сдача выпускных экзаменов, от результатов которых на сегодняшний день часто зависит успех поступления абитуриентов в вуз. Трудностей на этапе сдачи школьных экзаменов сравнительно мало. Педагог и ученик здесь хорошо знают друг друга и знают, как вести себя в той или иной ситуации.
2. Вступительные экзамены в вуз
Другая разновидность экзаменов. Здесь впервые абитуриент сталкивается со сложностями, ведь у него такое ответственное дело – поступить в институт. Следовательно, экзамен здесь порой играет роль решающего и направляющего случая. Это попытка того, чтобы совпали возможность и желание заниматься любимым, самому себе интересным делом. Успех сдачи решает многое, ведь в случае несдачи придется ждать следующего года, а за год в жизни человека может произойти немало важных и неожиданных перемен. Конечно, здесь нужно не только уделять много времени на подготовку, но и суметь вовремя собраться, сконцентрироваться и выдать необходимую информацию именно здесь и сейчас, иначе потом будет поздно. Важно не сдаться психологически и преодолеть напряжение и стрессовые переживания.
3. Вузовские экзамены
Самые значимые, самые запоминающиеся. О них-то, собственно и пойдет речь в данной статье. Конечно, страшнее всего их сдавать по окончании первого семестра, а потом уже сдача текущих экзаменов – это дело привычки. Хоть здесь и есть возможность пересдачи, однако особенностью институтских экзаменов является то, что их труднее сдавать. Это заключается не только в сложности изучаемых предметов, но и в том, что постоянно не хватает времени на полноценное изучение и усвоение материала. В вузе за короткое время приходится изучать столько всего и везде успеть (сдать рефераты, курсовые, зачеты, посидеть в читалке), что времени на все остальное почти не остается. Короче, в высшем учебном заведении у студента меняется ритм жизни. Однако зачастую не везде и не все успеваешь, т.е. не всегда желание учиться совпадает с возможностью. Не говорю уже о тех, кому приходится работать, чтобы оплатить учебу. Им вообще остается пройтись галопом по Европам и умудриться каким-то невероятным образом сдать экзамены. Самый тяжелый этап здесь – подготовка к госэкзаменам и их сдача, что часто чревато стрессами.
Что касается важнейшего студенческого вопроса, как вести себя на экзамене, достоверного ответа на него никто не знает. Однако со временем, набравшись опыта, можно понять кое-какие секреты, нюансы этого мудреного дела ради положительного результата. Конечно, у каждого свои хитрости в подготовке и сдаче экзамена. Для того чтобы сдать экзамен, важным условием является подготовка к нему. А для получения желаемого результата нужно себя правильно вести как во время подготовки, так и во время сдачи экзамена, дабы быть удовлетворенным результатом или же не сдавать его во второй раз. Для этого надо подходить к этому вопросу с особой тщательностью, учитывая все возможные критерии подхода преподавателя к экзаменуемому студенту и к своему предмету, а также ситуаций на экзаменах.
Таким образом, для того чтобы достойно сдать экзамен, надо разумно отнестись к нему. А разумный подход к нему укладывается в схему из определенных составляющих, главной из которых является подготовленность к экзамену, в том числе и психологическая. Следовательно, учет всех факторов, влияющих на успех сдачи экзамена, поможет вам правильно вести себя на экзамене.
Для студентов высших учебных заведений, готовящихся к сдаче экзаменов, большое значение имеет память. Многие стараются улучшить свою память, и, готовясь к такому важному событию, как экзамен, прибегают к различным методам развития памяти. Однако стоит заметить, что универсального способа развития памяти не существует. Просто с опытом постоянно используемых и уже отработанных методов развития памяти улучшаются и ее свойства. У каждого студента индивидуальные особенности типа памяти, что и нужно грамотно использовать для усвоения и запоминания материала. На память, т.е. процессы запоминания, в основном влияют особенности строения головного мозга, питание, упражнения для развития памяти, универсальные способы и приемы запоминания информации, методика подготовки к сдаче экзаменов.
- Если у студента преобладающей является зрительная память, тогда при подготовке ему следует уделить обратить особое внимание на свои конспекты. Ответы на вопросы нужно писать разборчивым почерком. Формулы, теоремы и правила надо отделить от текста так, чтобы они «бросались в глаза». Для таких студентов, как говорится в китайской пословице: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.» В итоге аккуратно и лаконично написанный конспект поможет более эффективной подготовке к экзамену. Зрительную память можно использовать и следующим образом: выписать на самоклеющихся бумагах то, что нужно запомнить (исторические даты, формулы, цитаты, стихи), а потом наклеить их в тех местах квартиры, где вы чаще бываете.
- Более развитая слуховая память поможет студенту легче запомнить материал при постоянном проговаривании необходимой информации. В этом случае можно использовать диктофон для записи и постоянного прослушивания конспектов. Можно слушать материал, находясь на улице, идя по дороге, работая на кухне.
- При ярко выраженной моторной (двигательной) памяти конспект следует переписать несколько раз, вычеркивая при этом уже выученное. Ярким примером данного типа памяти является рукописное воспроизведение текста, т.е. автоматическое написание изученного материала.
Итак, принимая во внимание свой тип памяти и правильно используя его, вы сможете получить определенную закалку при подготовке к экзамену, что и поможет вам правильно себя вести на экзамене.