- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Проблема дипломной работы
Итогом написания дипломной работы является презентация мнения студента относительно способа решения какой-либо проблемы (научной, социальной или технической). Актуальность и значимость дипломной работы учащегося ВУЗа (а равно и оценка его усилий) зависит от актуальности и значимости затронутой в академической работе проблемы. Эта взаимосвязь выдвигает проблему диплома в число важнейших этапов создания итоговой письменной работы студента.
Академические традиции не предполагают смягчения участи претендента на диплом о высшем образовании, поэтому, студента обязывают самостоятельно заниматься поиском и формулировкой проблемы дипломной работы. Неудача в осуществлении подобного изыскания приводит к трансформации дипломной работы из письменного труда созревшего профессионала, обладающего собственной точкой зрения на один из проблемных вопросов профессии, в унылые размышления «ни о чем», разбавленные «водой» и общеизвестными фактами.
В связи с такой опасной трансформацией перед студентом возникает необходимость предпринять ряд действий, предполагающих реализацию этапа постановки проблемы дипломной работы. К числу таких действий относят следующее:
1. Мониторинг перечня актуальных проблем профессии, целью которого будет выбор нескольких направлений для исследования или работы студента. Для реализации этого пункта необходимо тщательно изучить наиболее актуальные первоисточники, не пренебрегая публикациями в профессиональной периодике и на тематических ресурсах глобальной сети. Кроме того, будет не лишним консультирование учащегося преподавателем или сторонним специалистом.
2. Тщательный анализ списка актуальных направлений и выбор конкретной, персонифицированной проблемы, которая устроит и студента и преподавателя. Для гуманитариев это означает, что в качестве основной проблемы дипломной работы будет избран какой-либо вопрос, требующий конкретного решения. Представители технических специальностей остановят свой выбор на определенной технической задаче.
3. Следующий этап состоит из таких действий, как изучение перспектив отобранной проблемы, согласование выбора студента с мнением научного руководителя, уточнение формулировки и окончательное утверждение темы дипломной работы.
Перед итоговым, третьим этапом студентам необходимо проверить свои изыскания еще раз. Для этого необходимо заново оценить новизну и актуальность темы, оценить объем литературных источников (позволит или не позволит аккумулировать достаточно информации для написания диплома), оценить собственную заинтересованность в выбранной тематике и перебрать идеи относительно способов решения проблемы. Если результаты такой ревизии взглядов студента на проблему будут признаны удовлетворительными, то процесс отбора проблемы дипломной работы можно считать состоявшимся.