- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Доклад. Основные моменты при подготовке и выступлении
Среди всего многообразия письменных или устных работ в различных учебных заведениях, есть одна, имеющая некоторые отличительные черты. Сейчас мы поговорим о докладе. С чего же начать написание доклада? Какие материалы следует использовать? Чем отличается стиль написания и содержание этой работы от, скажем, написания реферата или курсовой? Попробуем разобраться во все этих вопросах.
Итак, доклад – это один из видов самостоятельной научно - исследовательской работы, в которой автор раскрывает сущность исследуемой им проблемы. При этом приводятся различные взгляды на изучаемые вопросы, и, конечно, выражается собственное мнение по этому поводу.
Все работа над докладом, будь он устный или письменный, делится на несколько этапов:
- Предварительный подбор и подробное ознакомление с источника (как и для реферата, рекомендуется использовать не меньше десяти различных источников).
- Написание библиографии.
- Изучение и систематизация отобранных материалов.
- Подготовка обобщения. Формулировка выводов.
- Основная часть работы – написание доклада.
- Выступление с готовой работой по результатам проведенных исследований.
Чтобы написать грамотный и интересный доклад, автору необходимо обладать следующими качествами:
- умением самостоятельно проводить исследования;
- умением доступно и увлекательно преподнести результаты своей работы слушателям;
- по окончанию доклада, четко и квалифицировано ответить на возникшие у аудитории вопросы.
Исходя из этого, можно понять, что отличительна черта доклада – это его научный, академический стиль.
Что же собой представляет академический стиль написания работы, наиболее присущий для ряда научных работ. В этом стиле, прежде всего, необходимо придерживаться следующих норм написания:
- в подобной работе есть возможность составлять длинные и сложные предложения;
- можно, не боясь, часто употреблять слова иностранного происхождения и всякого рода терминологию;
- будут приемлемы некоторые вводные конструкции в тексте, например, «согласно с мнением», « по всей видимости…» и прочее;
- должна быть по минимуму выражена позиция автора, точнее местоимения «я», «мои (выводы)» не должны встречаться в тексте;
- в данной письменной работе могут употребляться общие слова и литературные штампы.
Оформление письменного доклада, основные требования в ходе этой работы такие же, как и при написании рефератов. А именно:
- Титульный лист.
- Содержание (в нем в последовательности перечисляются названия всех пунктов доклада с указание номера страницы, на которой начинается каждый из пунктов).
- Введение (формулируется цель проводимого исследования, аргументируется выбор темы, ее современность и значимость, проводится характеристика используемых источников).
- Основная часть (каждый из разделов раскрывает тему работы и исследуемые вопросы).
- Заключение (после подведения обобщающих итогов, делаются выводы по теме).
- Список литературы (указывается перечень всех используемых источников).
После того как вы провели все необходимые исследование, написали и оформили работу, вам предстоит последний этап, и, думаю, самый ответственный – выступление перед аудиторией.
В этом вопросе тоже не помешают несколько дельных советов. Прежде всего, надо усвоить то, что продолжительность доклада не должна превышать 10-15 минут. Чтобы не растеряться перед слушателями, особенно если среди них присутствует большое количество преподавателей, вам необходимо запомнить следующее:
Хорошенько заучите все используемые в письменном докладе термины.
Не нужно бояться аудитории. Слушатели собрались именно за тем, чтобы внимательно выслушать вас, поэтому они настроены благожелательно. Вам необходимо быть абсолютно уверенным в ваших знаниях по исследуемым вопросам. Поэтому изучите тему настолько хорошо, насколько это возможно.
Будьте уверены в своем успехе и, это отразится на мнении слушателей и преподавателей.
Делайте паузы в выступлении там, где считаете, что они необходимы. Не спешите, но и не растягивайте слова. Наиболее приемлемой для восприятия является скорость речи около 120 слов в минуту.
Заранее продумайте, какие вопросы может задать вам аудитория, и постарайтесь сформулировать ответы на них. Тогда у вас будет некоторая «страховка». Если вам все же нужно некоторое время, чтобы собраться с мыслями перед ответом, то есть один весьма действенный способ, чтобы не создавать ненужных пауз – подготовьте наглядный материал. Пока вы будете размещать схемы, графики, фотографии или карты, у вас будет драгоценное время для того, чтобы сформулировать грамотный ответ.
Соблюдая эти правила и следуя некоторым советам, вы сможете подготовить блестящий и интересный доклад, который, затем, с успехом преподнесете слушателям.