- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Научно-исследовательские письменные работы
Выполняя первую работу научно-исследовательского характера, начинающий автор сталкивается с определенными затруднениями, вызванными отсутствием опыта на данном поприще. Наличие пытливого ума и развитые способности поиска, обобщения и анализа информации не гарантируют 100 процентный успех в занятиях такого рода. От этих качеств зависит очень многое, однако отсутствие опыта выполнения подобных заданий и слабое представление о «технике оформления» исследовательских работ, способно &la
Большинство письменных работ, выполняемых в ходе учебного процесса, имеют общую структуру и правила оформления материалов. Вывод - не нужно отчаиваться и «опускать руки», испугавшись необычного словосочетания «научно-исследовательская работа». С точки зрения академического процесса под этот термин можно «подогнать» даже реферат первокурсника. Поэтому, вопреки существующему мнению о чрезвычайно сложных правилах оформления исследовательских работ, главным затруднением процесса выполнения подобных заданий является процедура выбора темы, достойной отображения на титульном листе научно-исследовательской работы.
При этом желательно использовать такую тематику, которая вызывала бы неподдельный интерес у непосредственного исполнителя письменной работы. Негласные академические традиции оставляют право выбора тематики научно-исследовательской работы за непосредственным исполнителем. Считается, что личная заинтересованность студента будет стимулировать исследовательский процесс, влияя и на результат, и на скорость выполнения работы.
Именно в самостоятельности студентов и кроется первое препятствие, затрудняющее создание научно-исследовательской работы. Дело в том, что тема этого научного труда должна интересовать не только его автора, но и иметь некоторое значение с общенаучной точки зрения. Неактуальные работы, основанные только на личном интересе исследователя, приведут к плачевному итогу. В лучшем случае приемная комиссия не оценит старания автора, а в худшем выставит его на посмешище, объявив очередным «изобретателем велосипеда». Поэтому следует с большой осторожностью отнестись к выбору темы для научно-исследовательской работы.
Помимо проблемы актуальности затронутого вопроса, тематика исследовательских работ таит еще один «подводный камень» - соответствие рассматриваемого вопроса статусу письменной работы. Если вы попытаетесь построить свою дипломную работу на тематике пригодной только для реферата (и не более), то вас не допустят даже к защите, мотивируя это решение недостаточным объемом материала. Следует помнить, что на основе материала для реферата (10-15 страниц текста), невозможно создать объемную дипломную работу (80-100 страниц), поскольку имеющейся информации хватит на формирование 2-3 страниц для одной из глав «Основной части» и не более того.
Обратный процесс – возможен. Собрав объемный материал для «курсовика», достаточный для выполнения дипломной работы, можно выделить из имеющейся информации определенную часть, которая будет «проработана» при создании «младшего» (в академической иерархии) письменного задания.
Определившись с тематикой научно-исследовательской работы, исполнитель должен разработать план дальнейшей деятельности. При этом следует помнить, что только тщательно планирование будущих изысканий убережет исследователя от увлечения незначительными подробностями, которые отвлекут внимание от решения главной проблемы. Недостатки в планировании приведут к нарушению графика и сорвут сроки сдачи готовой работы. И наоборот – удачный план является залогом будущего успеха. Однако в процессе планирования деятельности автора исследовательской работы существует целый ряд «скользких» моментов. Во-первых, не стоит увлекаться созданием «плана ради плана», чрезмерная бюрократизация не влияет на плодотворность деятельности и не гарантирует соблюдение дисциплины. Во-вторых, не стремитесь учесть в плане все нюансы - это приведет к увеличению объема плана, который, к тому же, необходимо постоянно корректировать, исходя из последних данных, полученных в результате проведения исследований. В этих условиях, излишне скрупулезный подход к составлению планов приведет к подмене процесса выполнения реальной работы процессом бесконечного и бессмысленного планирования. Что отразится и на сроках, и на качестве работы.
В заключение несколько слов о независимости суждений автора исследовательской работы. Во-первых, в письменных трудах подобного сорта независимость суждений автора должна присутствовать в обязательном порядке. В идеале работа обязана содержать именно «авторскую» точку зрения на затронутую в заглавии проблему. Однако это не означает, что в подобных работах можно излагать любую точку зрения. Ваши выводы и теории должны найти подтверждение во время проводимых исследований. В ином случае позволительная оригинальность будет квалифицирована как «бред и отсебятина».