- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Как правильно выбрать научного руководителя при написании дипломной работы?
Написание дипломной работы – один из наиболее важных и ответственных видов деятельности за все время обучения в вузе. Для помощи студенту в этом непростом деле требуется научный руководитель. Как же выбрать научного руководителя?
Обычно к моменту необходимости выбора научного руководителя для дипломной работы студент уже учится на 4-5 курсе, успел хорошо познакомиться с преподавателями и может легко решить, с кем хотел бы работать. Однако случается, что к одному преподавателю слишком много желающих, к другому – мало, a нагрузку между ними нужно распределить. Подобные вопросы решаются на заседании кафедры, и здесь особое внимание обращается на тему работы, т.е. студенту назначается более компетентный в данной теме преподаватель.
Назначение, a не выбор научного руководителя – вполне обыденная практика в системе современного вузовского образования. И это не принято рассматривать как нарушение прав студента.
Бывает, к примеру, что по определенным причинам студент приходит учиться в непрофильный вуз и изъявляет желание писать работу по узкой теме, которой в достаточной мере владеет только один преподаватель на кафедре или даже факультете. Тогда из преподавательского состава именно этот преподаватель назначается студенту.
Также студенты сталкиваются со следующей проблемой. При поступлении в магистратуру на новое направление или в новый вуз, a также и при переводе в другой вуз, студент оказывается в незнакомой среде, и по сути у него нет времени на знакомство с преподавателями, a вуз требует срочного утверждения темы выпускной работы и определения научного руководителя. Тогда руководитель выбирается спонтанно или снова назначается вузом.
В принципе по факту в подобных случаях студент остается писать работу у того преподавателя, к которому он прикреплен. Сменить руководителя непросто: надо обращаться в деканат, писать заявление, остальные руководители уже заняты, план работ составлен и пр. К тому же «обиженный» преподаватель впоследствии может оказаться рецензентом дипломной работы или членом аттестационной комиссии на защите. И даже если он будет вести себя профессионально и оценивать работу непредвзято, то нервозность ситуации для студента все равно увеличится, что может отрицательно сказаться на качестве подготовки и защиты работы. Таким образом, проще найти общий язык и работать с тем руководителем, который есть.
Если все же студент оказался в ситуации выбора руководителя, то лучше всего обратиться к тому, у кого есть большой практический опыт в изучаемой области, опубликованные научные статьи по теме, аналогичной теме диплома, и различные разработки, особенно если речь идет об узкой специфической теме. И, конечно, хорошо, если студенту и руководителю психологически комфортно работать друг с другом, такая совместимость избавляет от непонимания и большого количества лишних проблем. Если между студентом и научным руководителем есть взаимная симпатия и взаимное уважение, то работать будет легче и приятнее, студент будет охотнее выполнять требования, a руководитель с удовольствием поддержит и подскажет. Однако данные рекомендации, пожалуй, больше подходят тем студентам, которые действительно желают учиться и планируют писать серьезный диплом. Если же у студента другие приоритеты, он не хочет заниматься дипломной работой и для него главное хоть как-то защититься, то в таком случае лучше найти очень занятого научного руководителя, который предоставит свободу действий и не будет вдаваться в подробности работы. Так что всем подходящего научного руководителя!