- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Какие бывают проблемы у авторов с заказчиками по работам на заказ?
Чтобы мы не говорили, но проблемы случаются с обоих сторон. То есть не только у заказчиков возникают тревоги, подозрения, а и иногда и конфликты с авторами (тут и далее автором будем называть и посредника). Точно такие же проблемы происходят и у авторов работ при общении с заказчиками.
Разберем подробнее, кто виноват, а главное, что делать в таких случаях.
Итак, первая ситуация – заказчики имеют к Вам просто претензии. Так как это, я бы сказал, «первая стадия сложностей», то, по умолчанию, любую ситуацию и будем считать таковой (короче, не надо сразу же делать выводы, что Вас пытаются обмануть или эксплуатировать бесплатно, об этом позже еще поговорим конечно).
Это некоторая спорная ситуация, в которой мы и постараемся разобраться. Самый разумный совет, который я могу дать: вспомните условия, на которых Вы договаривались и посмотрите там – кто и что обещал сделать.
А на будущее: такие условия очень хорошо просто выкладывать на сайте (некоторые из моих коллег заключают даже письменные договоры, но четкие правила, которые изложены на Вашем сайте – это тот же договор, что я лично и практикую). У авторов-одиночек часто нет личных сайтов, поэтому приходится все обговаривать устно. Также я советую не отступать от этих правил, просто, чтобы не запутаться.
Ясное дело, что по каждому заказу условия могут быть более конкретные. Поэтому или хотя бы обговаривайте это все устно, или (это лучший вариант) фиксируйте в электронном виде. Например, у меня вся переписка идет в личном кабинете у заказчика, а начинается все с отправки анкеты заказа. (И именно поэтому я стараюсь отправлять всех заказчиков на анкету.)
Можно также использовать электронную почту, но это менее удобно; а также какой-то сторонний сайт где переписка одновременно доступна обоим.
Вторая ситуация: где заказчик?!
Опять-таки бывает разное, например, Вы сделали работу, а ее просто банально не забирают (дозвониться же не получается, или Вам обещают что все скоро заберут). У меня обязательно бывает один-другой такой случай за год.. При этом не помогает даже аванс. По логике вещей –они имеют на это полное право.
Единственный совет тут – брать авансы по всем работам, так как это, во-первых отфильтрует сразу же не серьезных (и не кредитоспособных) заказчиков; во-вторых, в какой-то части, снизит процент недоплаченных работ (работает уже психология); в-третьих, будет для Вас некоторой компенсацией, если работу все-таки не заберут.
Третья ситуация: Вас обманывают при расчетах!
Вот тут уже действительно проблема. Варианты могут быть различные, от просьбы выслать срочно вперед (без полной оплаты) выполненную работу до таких уже чисто криминальных методов как: подделка квитанций, обман с наличными и даже схватить диск и убежать.
Я лично сталкивался со всем этим, не могу сказать, что это очень здорово, но знать и быть готовым к этому надо. Ну и конечно, элементарная внимательность и здравый смысл!
Четвертая ситуация: заказчик требует возврат денег!
Варианты, а точнее причины такого, тоже могут быть разные: потребители-экстремисты (люди которые хотят ничего не платить, а услугу тем не менее получить – на самом деле довольно редкое явление, так как выдержать такой спектакль может далеко не каждый); преподы-самодуры (явление не такое уж и редкое); родители.
Что тут могу посоветовать: нервы надо беречь, но если они у Вас стальные – можете выторговать себе часть денег, конечно. Главное, эти ситуации не такие уж и частые.
Более того, существуют ситуации (и это еще один Вам совет), когда становится сразу понятно, что работу на выполнение лучше не брать вовсе. Например, когда мне прямо сообщают «у нас очень сложный преподаватель, который не принимает ни одну работу», то обычно я стараюсь просто не связываться с такими.
Итак, теперь Вы в курсе, что и как по расчетам. А если Вы заказчик и читали данную статью, то хотя бы будете знать, что и нам приходится сталкиваться с разными нестандартными ситуациями!
Автор Григорий Шарапа, владелец сайта BizDiplom.ru