- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Как правильно вести себя на защите дипломной работы
Написание дипломной работы – это очень важный и значимый этап в жизни каждого студента. Но написать диплом – это полдела.
Главное – суметь его защитить, то есть представить членам комиссии в максимально выгодном для себя свете. К сожалению, как показывает практика, даже отлично выполненные дипломные работы не всегда получают ожидаемую оценку – по той причине, что дипломники неправильно ведут себя на защите.
Так что же такое защита диплома и как правильно себя вести на этом очень ответственном и – не побоюсь этого слова – судьбоносном мероприятии? Готовясь к защите дипломной работы, вы должны четко понимать, что с ней ознакомится очень ограниченный круг специалистов: ваш научный руководитель и оппонент (да и то если он – человек ответственный), возможно, работу просмотрят зав. кафедрой и декан. Это – все. Соответственно о содержании дипломной работы, о сделанных выводах, практических рекомендациях и прочем члены комиссии узнают только от вас – во время защиты диплома.
Значит, только вы сами – творец своей судьбы (точнее – той оценки, которую вам поставит аттестационная комиссия) и лицо, от умения которого грамотно представить свою дипломную работу зависит результат ее защиты. Первое, от чего этот результат зависит, – качество доклада (или речи) для защиты дипломной работы. Его содержание вы должны обсудить со своим научным руководителем.
Второе – как вы произнесете эту речь и как проиллюстрируете ее положения, например, с помощью слайд-шоу или вспомогательного материала, который кладется на стол аттестационной комиссии, перед каждым ее членом. О содержании такого иллюстративного материала мы рассказывать сейчас не станем, пока же рассмотрим поведение дипломника на защите дипломной работы.
Итак, готовясь к защите, вы должны определенным образом настроиться психологически: все будет хорошо, я не буду волноваться и т.п. Сегодня такие техники психологического настроя широко известны и достаточно просты.
Кроме того, вы должны назубок знать текст своего доклада (речи), чтобы во время выступления смотреть прямо на членов комиссии, желательно в точку выше глаз, и лишь изредка поглядывать в дипломную работу. В противном случае благоприятного впечатления на комиссию произвести не удастся.
Читать доклад следует спокойно, уверенно, четко проговаривая слова, правильно интонируя. Добиться этого эффекта можно, потренировавшись дома, то есть многократно прочитать свою дипломную перед зеркалом на время, чтобы уложиться в отведенные для защиты 7-10 минут. Репетиция поможет вам в этом.
Помните – ваше выступление, возможно, будет единственным в жизни, так почему бы не подготовиться к нему основательно? Однако представить диплом указанным образом – еще не вся процедура защиты. Далее вы должны быть готовы к вопросам, которые скорее всего станут задавать. Обычно на всю процедуру защиты дипломной работы отводится 20 минут, из которых только 7-10 минут – ваше личное выступление, а остальное время предназначено для вопросов присутствующих и ваших ответов.
Чтобы блестяще ответить на вопросы, прежде всего нужно хорошо владеть материалом. Знать основные теоретические положения, выводы по параграфам и главам, результаты практического анализа, содержание предлагаемых вами рекомендаций и пр.Сделайте для себя что-то вроде шпаргалки. Напишите на отдельном листе ключевые данные (например, цифры, какие-то выводы), содержащиеся в дипломе. Это поможет вам меньше волноваться и ответить на всевозможные вопросы.
Вопросы комиссии будут непростыми. Однако хорошо подготовленный дипломник отвечает на них уверенно, опираясь на материалы дипломной работы, преддипломной практики и личного опыта (если таковой имеется).
Необходимо понимать, что члены аттестационной комиссии в редких случаях стремятся «завалить» дипломника, для этого нужны очень веские основания (например, проблемы с поведением самого дипломника, какие-то личные взаимоотношения и т.п.). Чаще всего его стремятся разговорить, выяснить, как он сам понимает то, о чем написал в своей дипломной работе, как можно применить ее результаты в практической деятельности и т.д.
Вполне возможно, что члены комиссии не все поняли из вашего выступления по дипломной работе и начали задавать вопросы, чтобы уточнить ее отдельные положения. Даже если вопрос вдруг покажется резким или обидным, держите себя в руках, ведь люди не похожи друг на друга, и манера общения со студентами у преподавателей также бывает разной. Ваша задача – правильно ответить на вопрос, а не демонстрировать свое настроение. Поэтому не бойтесь рассуждать и улыбаться членам комиссии, беседуя с ними. Это создаст общую благожелательную атмосферу на защите и представит вас в выгодном свете. Что еще нужно от молодого специалиста?
Если же вы не согласны с критикой, а также с общей оценкой и уверены в себе настолько, что готовы сражаться, – дерзайте. Но здесь, как говорится, можно и «нарваться», так как любой преподаватель может без особого труда доказать наличие недоработки в работе студента, если таковая имеется. Тогда результат защиты может быть непредсказуем.