- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Защита диплома. Что нужно?
По окончании университета выпускник получает диплом о высшем образовании и приложение к диплому с оценками по всем предметам.
Для получения диплома надо написать дипломный проект и защитить его перед Государственной экзаменационной комиссией (ГЭК). Дипломный проект – это квалификационная работа, то есть произведение, демонстрирующее Вашу подготовку (квалификацию). После защиты дипломного проекта ГЭК присваивает Вам квалификацию инженера (АСОИУ), или экономиста (ИСЭ), или информатика-экономиста (ПИЭ), или бакалавра (ИСЭ, ИВТ).
А зачем мне это надо?
Работа над дипломным проектом (сочинение плюс защита) и получение рецензии – это не только «обязаловка» перед выдачей бумажки с надписью ДИПЛОМ. Это еще и получение определенных навыков (сочинение документов, рисование чертежей, выступление перед публикой), а также возможность между делом познакомиться с предприятием и найти работу.
Где взять методички?
Есть масса методичек по практике и дипломному проектированию – в библиотеке, на сайте кафедры и в интернете (разработки других вузов). Еще в окрестных магазинах есть книги для дипломников. Желательно ознакомиться с этими источниками до практики и диплома, а не после. В методичках написано, что такое дипломный проект и как над ним работают. Еще есть государственный образовательный стандарт (ГОС) на специальность. В нем рассказано, где и кем Вы можете работать по окончании вуза.
Нужен ли бакалаврский диплом?
Решайте сами; все зависит от дальнейших планов. По закону, это высшее образование. По жизни, мало кто на предприятиях считает это за образование.
Бакалаврский диплом нужен, если Вы собрались:
- поступать в магистратуру
- поехать учиться в западный университет
- идти подрабатывать, и на работе его признают
Бакалаврский диплом не особенно нужен, если Вы собрались
- продолжать учиться на инженера
- идти в аспирантуру (у нас берут преимущественно с инженерным дипломом)
При поступлении в университет абитуриента зачисляют на обучение по бакалаврской или инженерной программе. При желании можно перейти туда или обратно. Лучше это делать заранее – на третьем курсе. После получения бакалаврского диплома можно продолжить учебу по инженерной программе и получить инженерный диплом.
Красный или синий?
Диплом с отличием, или «красный» диплом – это дополнительный «плюс» при приеме на работу и поступлении в аспирантуру. К тому же, это большая радость для родителей.
«Красный диплом», получают при выполнении трех условий:
- защита дипломного проекта на «отлично»
- средний балл в зачетке 4,75 и выше
- отсутствие в зачетке троек
Обычный «синий» диплом получают все остальные, не особо переживая по этому поводу.
Средний балл считает деканат – по одной оценке за каждую дисциплину. Если до 4,75 не хватает одной-двух оценок, можно эти предметы пересдать. Это делается на пятом курсе в конце зимней сессии.
Когда начинается работа над дипломом?
Одни начинают с первого курса, другие – за неделю до защиты. Лучше выбрать что-то среднее. Если занимаетесь научной работой, то собранный материал может пойти в диплом.
На пятом курсе в весеннем семестре имеется преддипломная практика и дипломное проектирование. Сроки практики, дипломного проектирования и защиты (ГЭК) заранее известны. Они записаны оговариваются в учебном плане (есть на кафедре), в графике учебного процесса (есть в деканате и на кафедре).
Какие могут быть проблемы?
Проблемы у дипломников наблюдаются самые разные. В любом случае, их лучше решать, а не откладывать. Проверено на опыте: «само не рассосется». Вот примеры:
- проблемы с руководителем (предлагает неинтересную тему, нет взаимопонимания, отказывается консультировать)
- проблемы со временем (неправильно спланировал работу, начал заниматься за неделю до защиты, устроился подрабатывать)
- проблемы с оформлением (не понял, как что делать; нет книжек, не знаком с ГОСТами, очередь на распечатку)
- проблемы с компьютером (машина сгорела, все данные пропали, программа не устанавливается)
- проблемы семейные (уход по болезни, оформление наследства, свадьба, развод)
- проблемы другие (в зависимости от фантазии).
Если у Вас возникла проблема, всегда можно обратиться на кафедру: к руководителю, к заместителю заведующего по учебной работе, к заведующему кафедрой, в деканат и т.п. За своевременное предоставление дипломного проекта на защиту отвечает сам студент, а не кафедра или руководитель. Мы здесь только помогаем и направляем, а потом оцениваем работу.
Как выбрать руководителя?
Выпускающая кафедра (для Вас это кафедра АСУ) назначает руководителя преддипломной практики, а потом руководителя дипломного проекта. Имеет смысл заранее выбрать подходящего руководителя – в смысле профессиональных знаний и психологической совместимости – и договориться с ним. На пятом курсе в начале осеннего семестра это еще можно сделать. Тогда ему эту работу запланируют в учебную нагрузку и будут оплачивать.
Что такое преддипломная практика?
На преддипломной практике (на предприятии или в университете) собирают материал и формулируют тему дипломного проекта. В конце практики руководитель ставит зачет. Выбранная тема утверждается на заседании кафедры и фиксируется в приказе по университету.
Кстати, это еще и возможность присмотреть место работы, а предприятию - присмотреться к Вам.
Как сформулировать тему работы?
Тема выбирается вместе с руководителем дипломного проектирования. Есть несколько общих правил:
- Тема называет то, что разработано в Вашем проекте. Ключевые слова для АСУ: автоматизация, АИС, АРМ, АСУ, АСППР, АСУТП, система управления, система автоматизированного ... Ключевые слова для ИСЭ/ПИЭ: информационная система, автоматизированная система, информационная поддержка, система автоматизированного ...
- Тема должна соответствовать Вашей специальности. Для АСУ характерна автоматизация процессов управления, для ИСЭ/ПИЭ – применение информационных систем и информационных технологий в области экономики. Почувствуйте разницу между управлением и экономикой. Если не почувствовали – почитайте стандарты на специальности на сайте Минобразования РФ (edu.ru).
- Можно указать особенности проектного решения, например: на основе ГИС-технологий, интеллектуальная, корпоративная
- Можно указать специфику предприятия, например: машиностроительное предприятие, банк, строительство, кафедра
Примеры тем:
- АИС нефтедобывающего предприятия
- АРМ налогового инспектора
- Система электронного документооборота кафедры
- Информационное обеспечение системы маркетинга
- Автоматизированная поддержка принятия решений в строительной организации
- Автоматизированное управление складскими запасами торгового предприятия
Что должно быть в пояснительной записке?
Дипломный проект состоит из пояснительной записки и чертежей. Пояснительная записка – это прошитая пачка 50-100 листов бумаги формата А4. Этот документ называют «пояснительной» запиской, потому в нем автор «поясняет» – что он сделал, как и почему, а также что это дает. Дипломный проект – это разработка чего-нибудь по специальности. Он демонстрирует уровень подготовки (квалификации) выпускника, показывает, что выпускник уже готов к работе по данной специальности. В пояснилке в докладе описывают то, что дипломник сделал сам, а не то что можно найти в учебнике: что было сделано, что построено, разработано, запрограммировано, а также пояснения и обоснования, почему лучше сделать именно так, а не иначе.
Что такое «диплом на уровне изобретения»?
Это подача «заявки» в процессе работы над дипломом. Имеется в виду заявка на патент или регистрацию программы. В этом случае, студент осваивает технологию защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Это дополнительный «плюс» на защите и при поступлении в аспирантуру. Могут дать премию или грамоту.
Экономика и БЖД
Это обязательные части дипломного проекта. Каждой группе назначается консультант на этих кафедрах и устанавливается график консультаций. Потом они ставят подпись на титульном листе «пояснилки». Лучше не откладывать, потому что ближе к лету растут очереди, а консультант может внезапно заболеть.
Смысл экономической части: продемонстрировать, что студент может рекламировать свою работу с помощью чисел с большим количеством нулей. У инженера должно быть хотя бы минимальное ощущение, что любая работа может приносить предприятию прибыль.
Смысл БЖД: показать, что студент догадывается о существовании вредных факторов производства. Грамотный инженер знает, что работа на предприятии дает не только зарплату, но и профессиональные заболевания.
Что рисовать на плакатах и чертежах?
Графическая часть с недавнего времени делается на слайдах и листах формата А4.
Рекомендуемое количество плакатов:
- АСУ – 4 плаката и 4 чертежа
- ИСЭ – 6 плакатов и 2 чертежа
- бакалавры АСУ и ИСЭ – 4 плаката или чертежа
Чертеж рисуется по ГОСТу. Здесь можно нарисовать принципиальную электрическую схему, сборочный чертеж, блок-схему алгоритма, функциональную и информационную модель.
Плакат рисуется почти без соблюдения стандартов и может содержать все, что угодно – мнемосхемы, организационную структуру предприятия, экранные формы, экономические показатели, математическую модель.
Поэтому штамп на чертеже делается спереди, на плакате – на обороте листа.
Графическая часть демонстрирует, что выпускник готов грамотно оформить чертежи и представить основную идею своего проекта.
Кроме того, это иллюстрации и подсказки к докладу на защите: докладчик перелистывает слайды и рассказывает, что на них нарисовано – вот и весь доклад.
Что не так в моих моделях?
Большинство дипломников по каким-то необъяснимым причинам не указывают на контекстной диаграмме «Цель» и «Точку зрения». Первый лист функциональной модели называют контекстной диаграммой за то, что здесь описан КОНТЕКСТ моделирования: зачем эта модель построена, кто с ней работать будет и т.п. Здесь надо вспомнить то, что изучалось в курсах «Системное моделирование» и «Проектирование АСОИУ/ЭИС».
Вообще, весь дипломный проект – это просто применение всего, что изучалось в вузе.
А что, системные модели еще и описывать надо?
Кроме рисования квадратиков со стрелочками, должно быть описание системных моделей. В пояснительной записке нужно простыми словами рассказать, что происходит в каждом блоке, на каждой стрелке. Об этом подробно, с примерами рассказано в книге Марка и МакГоуэна «SADT». Книга есть в интернете.
Что такое «Концептуализация»?
Концептуализация – это красивое название для этапа разработки концепции системы и создания концептуальных моделей.
Концепция – это главная идея создаваемой информационной системы, а также общий подход к системному моделированию.
Такие слова обычно используются для запутывания слушателей и введения заказчика в заблуждение. К примеру, крутой программист говорит начальнику: «Я сейчас разрабатываю концептуальную модель реляционной базы данных», после чего со спокойной совестью идет играть в интернете.
Обычно дипломники в пояснительной записке делают раздел «Концептуализация» и переписывают туда слово в слово описание методологии системного моделирования из учебника или другой такой же пояснилки.
Гораздо лучше будет обосновать выбор методологии системного моделирования (например, IDEF или UML) для своей задачи, а потом подробно описать свои собственные модели и сослаться на стандартные книжки по структурному и объектно-ориентированному моделированию.
А математическую модель обязательно делать?
Часто студенты ограничиваются построением динамической IDEF-модели в виде окрашенной сети Петри. Рисуют шарики и стрелочки, после чего говорят о «достижимости».
В действительности, мат. модель предназначена для изучения и анализа объекта автоматизации или самой автоматизированной (информационной) системы. А также для рационализации, оптимизации, реинжиниринга, короче, для улучшения работы, ускорения обслуживания и т.п. Здесь придется вспомнить предметы типа «Имитационное моделирование экономических процессов».
Стоит также иметь в виду, что мат. модель – это составная часть мат. обеспечения автоматизированных систем (АС). А всего по ГОСТу существует девять видов обеспечения АС.
Поэтому советую строить мат. модель, которая действительно нужна для работы. Это надо понять, объяснить и обосновать.
Когда печатать плакаты и пояснилку?
Лучше это сделать заранее, потому что в последний момент или винчестер полетит, или принтер сломается. За неделю до защиты все материалы должны быть распечатаны и подписаны.
Зачем нужна предзащита?
Предзащита – это проверка, что у дипломника все готово и что осталось доделать совсем чуть-чуть. Это происходит на кафедре за две недели до защиты. На предзащиту надо принести пояснительную записку с подписанной экономикой и БЖД, а также черновики плакатов на листах А4. Если готово больше 70% материала (пояснилки и чертежей), то студента допускают к защите. В противном случае имеет место «противный случай»: могут не допустить к защите и отчислить либо отложить защиту на осень.
Где взять бланки?
Бланки для оформления титульного листа пояснительной записки и других документов берут в приемной кафедры – заранее, пока они не кончились.
Что такое нормоконтроль?
Это проверка документации на соответствие стандартам. Студент демонстрирует, что знает стандарты, которые ему предстоит использовать в будущей работе. Нормоконтролер, назначенный кафедрой, проверяет пояснительную записку и чертежи и ставит свою подпись в графе «нормоконтроль».
Какие подписи нужны?
На пояснилке и плакатах ставится куча подписей:
- студент
- руководитель
- консультанты по БЖД и экономике
- нормоконтролер
- рецензент
- зав.кафедрой.
Такой же порядок заведен на предприятиях. Там тоже любой проект или документ подписывают разработчики, согласуют с ведущими специалистами и утверждают у главного начальника.
Подписи лучше собирать заранее, например, за неделю до защиты. Подписать бумаги в последний день или за пять минут до защиты не всегда получается.
Руководитель, консультант и рецензент – в чем разница?
Руководитель – это преподаватель кафедры, который руководит работой студента по подготовке дипломного проекта. Перед защитой он пишет отзыв о дипломном проекте. Руководитель может провести тренировку по докладу и ответам на вопросы перед защитой.
Консультант – это как бы второй руководитель, который может быть с промышленного предприятия или с другой кафедры. Консультант помогает, например, по конструкторской или технологической части или что-то еще, но это не обязательно. Руководитель и консультант могут оказаться одним и тем же лицом.
Рецензент – это специалист, который читает пояснилку, смотрит чертежи и потом пишет рецензию. Обычно он с другой кафедры или с предприятия, желательно специалист в Вашей области.
Отзыв руководителя и рецензию зачитывают во время защиты.
Работа руководителя, консультанта и рецензента оплачивается вузом, поэтому нужно определиться с ними заранее и проследить, чтобы на кафедре заполнили соответствующие документы.
Как и когда записаться на защиту?
На защиту записываются у секретаря соответствующей комиссии примерно за одну-две недели до защиты. Должны быть все документы: пояснилка, чертежи, отзыв, рецензия. Само собой, не должно быть долгов перед деканатом, иначе не допустят до защиты.
Можно записаться на конкретный день, и под определенным номером по очереди. Обычно в первые дни защищаются отличники, а потом все остальные.
Нужна ли компьютерная презентация?
Очень желательна, если хотите получить «хорошо» или «отлично» на защите. Эта оценка потом идет в диплом.
Одновременно с докладом на компьютере крутится презентация, например, в PowerPoint. При ответах на вопросы комиссии можно на эту презентацию сослаться.
Нужно ли готовиться к защите?
За несколько дней до защиты нужно развесить плакаты и потренироваться, отработать доклад и ответы на вопросы. Можно это сделать с руководителем или с другими такими же дипломниками. Часто можно услышать такое высказывание: «Лучше хорошо подготовленный посредственный доклад, чем наоборот».
Как проходит защита?
Лучше всего сходить на защиту старшекурсников и посмотреть сам процесс своими глазами. Это бывает каждый год в июне; вход бесплатный (пока). Здесь можно увидеть, как выглядят пояснительная записка и графическая часть, и как происходит сама процедура защиты.
Вот примерный порядок действий:
- Секретарь объявляет ФИО, тему диплома и средний балл.
- Студент делает доклад, иногда тыкая указкой в плакаты и экран компьютера: «Уважаемые члены экзаменационной комиссии ... (5-10 минут) ... Доклад закончен. Спасибо за внимание»
- Члены комиссии задают вопросы, а студент на них отвечает. Ответы должны быть короткие и по теме.
- Затем приглашается следующий докладчик и все повторяется.
- Наконец, студентов просят покинуть помещение, и комиссия совещается насчет оценок.
- Теперь студентов приглашают в комнату и объявляют решение комиссии: кому какие оценки поставили.
- Далее идут поздравления и пожатие рук – всем выпускникам со всеми членами ГЭК (по желанию).
- Защита закончилась, можно идти отмечать.
Зачем сверяют оценки?
Студент должен проверить свои оценки и паспортные данные в сводной ведомости на кафедре. Это делается, чтобы в приложении к диплому все соответствовало зачетке и паспорту – и оценки, и фамилия-имя-отчество. Если напечатают неправильно, придется переделывать - все-таки юридический документ.
Куда сдавать дипломный проект после защиты?
После защиты пояснительную записку и плакаты сдают ответственному на выпускающей кафедре. Все это хранится в архиве вуза некоторое время. Иногда приезжает комиссия и может проверить, что там внутри.
Когда вручают диплом?
Это знаменательное событие происходит примерно через неделю после окончания работы ГАК. Время и место объявят на кафедре.
На мероприятие можно позвать родственников и друзей – в качестве зрителей. Можно запечатлеть событие на видео и фото. Не забудьте купить пленку и зарядить аккумуляторы. Можно попросить участников вручения позировать перед камерой – для истории.
Куда теперь податься?
Обязательного распределения на работу по окончании вуза нет. Поэтому выбор – за выпускником
- работать на предприятии
- поступать в магистратуру
- поступать в аспирантуру
- торговать семечками на остановкеv
- охранять казино
- начать свое дело и заняться бизнесом
Конечно, успех на работе будет, если при выборе работы учитывать свои способности и стремления. Просто задайте себе вопросы: «Чем мне нравится заниматься? Что у меня действительно хорошо получается?» Ответы будут подсказкой по поводу работы.
Итак, «у меня получается и мне нравится…»:
- работать с железом
- устанавливать софт
- сочинять программки
- работать с людьми
- работать с бумагами
- читать книжки и ездить на зарубежные конференции
- других учить
- ничего не делать
Соответственно, можно попытать счастья в роли электронщика, программиста, преподавателя или большого начальника.