- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Преддипломная практика менеджера
Цели и задачи преддипломной практики
Цель практики:
Применение полученных специальных знаний по управлению организацией для решения конкретных управленческих задач, обозначенных в названии дипломного проекта.
Задачи практики:
Обобщение материалов, накопленных студентом ранее. Как правило, исходные данные по теме дипломного проекта студенты начинают собирать во время прохождения научно-исследовательской практики, продолжают в период практики по «Организации менеджмента» и «Технологии менеджмента» и завершают во время преддипломной практики;
- изучение структуры предприятия, организации и технологии производства, основных функций
- производственных, экономических и управленческих подразделений
- изучение и анализ планирования производства и сбыта продукции;
- анализ научно-исследовательской, опытно-конструкторской
- и технической подготовки производства;
- изучение материально-технического и кадрового обеспечения производства;
- оценка номенклатуры и качества выпускаемой продукции;
- изучение механизма формирования затрат, их эффективности и ценообразования;
- определение финансовых результатов деятельности предприятия;
- оценка социальной эффективности производственной и управленческой деятельности;
- анализ информационного обеспечения управления предприятием;
- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих ре¬шений по совершенствованию
- управления производством и персоналом;
- анализ организации выполнения управленческих решений и контроля за их исполнением;
- анализ управления с позиций эффективности производства.
Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить графический материал.
Организация и порядок проведения преддипломной практики
Преддипломная практика студентов должна проходить в одном из подразделений предприятия (организации, учреждения), выполняющего экономические, плановые, организационные или управленческие функции, или их комплекс. Имея рабочее место в одном из таких под¬разделений, студенты знакомятся с деятельностью других подразделений по мере выполнения программы практики.
Во время прохождения практики студенты соблюдают и выпол¬няют все требования, действующие на предприятии, правила внутрен¬него трудового распорядка. На время практики студент может быть принят на вакантную штатную должность с выполнением конкретного производственного задания и оплатой труда. В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства и положения соответствующей должностной инструкции.
Организация и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляются выпускающей кафедрой. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов в области управления производством, назначенных руководством предприятия
Студенты направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с базовыми предприятиями и организациями, или по запросу предприятий.
К студенту, не выполнившему программу практики и задание в установленный срок, получившему отрицательный отзыв руководителя или неудовлетворительную оценку при защите, применяются санкции как к неуспевающему студенту, вплоть до отчисления из вуза.
За студентами, зачисленными на период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется стипендия. При нарушении студентом трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка предприятия по представлению руководителя подразделения и руко¬водителя практики от предприятия он может быть отстранен от про¬хождения практики, о чем сообщается декану факультета и заведую¬щему выпускающей кафедрой. По их предложению ректор может рас¬сматривать вопрос об отчислении студента из вуза.
Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания, отражающем тему дипломного проекта. Объем должен составлять до 30 страниц рукописного текста (без приложений).
По возвращении в вуз студент докладывает руководителю об окончании практики и сдает на проверку дневник-отчет в указанные выпускающей кафедрой сроки.
Содержание программы показывает возможную последовательность изучения отдельных вопросов и решения поставленных задач, обеспечивающих достижение целей практики, с указанием ориентировочных сроков начала и завершения отдельных этапов и получаемых результатов (см. табл. 1).
Таблица 1 – Типовой индивидуальный план преддипломной практики
Содержание работы | Сроки (недели) |
---|---|
1. Общая характеристика предприятия. | 0,5 |
2. Организационная структура управления. | 0,5 |
3. Управление производством | 1 |
4. Управление персоналом. | 1 |
5. Информационная система управления. | 1 |
6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия | 1 |
7. Управление маркетингом. | 1 |
8. Правовое обеспечение производства. | 1 |
9. Подготовка отчета о результатах практики | 1 |
ИТОГО | 8 |
Примечание. По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторых разделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта
- Примерный тематический план преддипломной практики
- Общая характеристика предприятия
- Студент должен получить информацию и уточнить:
- миссию предприятия;
- цели и задачи предприятия;
- масштаб деятельности предприятия; имидж предприятия;
- характер производственной кооперации, систему снабжения и сбыта,
- географическое положение, климатические и природные условия функционирования предприятия;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
- уровень специализации, кооперирования и концентрации производства,
- организационную структуру производства (организационно-правовые формы структурных подразделений и характер организационных отношений между ними);
- производственную структуру предприятия (технологический аспект);
- стратегию и тактику управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
- организационная структура управления
По данному разделу студент должен изучить:
- организационную структуру управления деятельностью предприятия с учетом его организационно-правовой формы;
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные структурные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения.
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне:
- структуру и функции аппарата управления предприятия;
- регламентацию деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;
- эффективность и экономичность структуры управления, механизмы ее совершенствования
Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятия, его структурных подразделений (отдела, цеха и т.д.), на базе которых выполняется дипломный проект. Студент должен обосновать основные мероприятия по совершенствованию организационной структуры базового предприятия.
Управление производством.
Данный раздел предполагает изучение:
- производственной функции предприятия;
- структуры организационной системы,
- включающей подсистемы обеспечения, планирования и контроля;
- оперативного планирования выпуска продукции;
- нормирования труда и управления запасами;
- календарного планирования и диспетчеризации производства,
- мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;
- управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.
Студенту необходимо:
- ознакомиться с организацией учета, анализа и планирования производства на предприятии, методикой разработки планов, прогнозов, текущих производственных программ в целом по предприятию или какому-либо базовому производственному подразделению,
- изучить процесс планирования объемов выпуска продукции и разработки соответствующих программ маркетинга, обосновать необходимость их использования на данном предприятии;
- проанализировать методы и приемы, используемые при обосновании производственной программы, с учетом потребностей рынка, производственных мощностей, материальных, трудовых и финансовых ресурсов,
- изучить систему показателей, характеризующих производственную деятельность, ее эффективность, а также научиться использовать их в процессе принятия управленческих решений;
- проанализировать систему организации производственных связей между звеньями и подразделениями предприятия, ее эффективность;
- ознакомиться с системой товародвижения, сбыта и продвижения продукции на предприятии (планированием товародвижения, выбором и оценкой каналов сбыта, формами организации торговли);
- дать комплексную оценку организации управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия,
- изучить систему управления маркетингом (на предприятиях с маркетинговыми службами) и дать ей оценку.
Управление персоналом.
Необходимо изучить:
- кадровый потенциал предприятия и его формирование, в том числе:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);
- планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);
- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
- систему материального и морального стимулирования,
- функции управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управле¬ния, их соответствие квалификационным требованиям общей и специ¬альной подготовки;
- систему работы с кадрами (ротация, повышение квалифика¬ции, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на вы¬движение и др.);
- методы повышения эффективности управленческого труда.
Информационная система управления.
По данному разделу студенты должны изучить:
- массивы информации;
- коммуникационный процесс;
- коммуникации между уровнями управления и подразделе¬ниями;
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);
- характеристику общей схемы информационных потоков в организации,
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
- средства передачи и преобразования информации;
- документооборот предприятия и его характеристику;
- организацию делопроизводства, рационализацию документооборота предприятия,
- пути устранения недостатков коммуникационного процесса:
- совершенствование коммуникаций в организации.
- экономические службы и финансовый менеджмент
По этому разделу студенту необходимо:
- изучить структуру и содержание деятельности экономических служб;
- ознакомиться с системой иен на выпускаемую продукцию и методикой их формирования;
- приобрести навыки составления финансового плана, баланса доходов и расходов предприятия,
- на основе бухгалтерского баланса уметь рассчитывать и оценивать показатели финансового состояния предприятия,
- изучить механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности;
- осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия,
- определить основные финансовые проблемы,
- внести предложения по выработке соответствующих управленческих решений в области ценообразования и финансов, по их реализации и контролю над выполнением принятых решений.
Управление маркетингом
Студент должен отразить в отчете:
- задачи службы маркетинга;
- систему организации службы маркетинга,
- задачи и механизм действия подсистемы маркетинговых исследований рынка и возможностей фирмы;
- анализ маркетинговой среды фирмы;
- структуру и функции маркетинговой информационной системы (МИС),
- планирование продукции и товарную политику,
- управление качеством товара;
- стадии жизненного цикла товара и функции маркетинговых служб,
- инновационную политику,
- ассортиментную политику предприятия и направления его ассортиментной стратегии;
- роль посредников в товародвижении;
- условия выбора и интенсивность каналов товародвижения и сбыта,
- требования к торговым посредникам;
- планирование продвижения товара на рынке.
- коммуникационную политику фирмы,
- основные методы реализации изделий (услуг);
- стратегию и тактику фирмы в области рекламы и ее эффективность;
- инструменты стимулирования сбыта;
- ценовую политику и конкуренцию;
- факторы, определяющие решения по ценам,
- ценовую рекламу,
- ценовые гарантии и особые соглашения;
- определение цен на новые изделия и их поведение на рынке;
- систему оценки эффективности деятельности маркетинговых служб предприятия;
- предложения по повышению эффективности маркетинговой деятельности предприятия.