- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Правила составления бизнес-плана
Если вы решили составить бизнес-план самостоятельно, вам необходимо знать, что существуют три основных этапа подготовки проекта.
Предварительное исследование.
На этом этапе осуществляется сбор данных для реализации проекта, маркетинговый анализ. Предварительно оценивается эффективность проекта, без учета схемы финансирования (процентных ставок по кредитам, порядка и сроков уплаты процентов и тому подобное).
Проектирование.
На этом этапе показатели эффективности рассчитываются с учетом схемы финансирования.
Экспертиза проекта.
Проверяется стойкость и чувствительность показателей проекта к изменению разных факторов.
В бизнес-плане определяются результаты всех трех этапов. При самостоятельной подготовке бизнес-плана помощь может понадобиться уже на этапе сбора информации, потому что даже бухгалтерская отчетность оказывается недоступной - информацию придется собирать по крошкам. Иногда возникают трудности и с оценкой эффективности проекта и его экспертизой.
При формировании бизнес-плана особенное внимание необходимо уделить языку и стилю. В пределах подготовки плана правильно избранный стиль изложения времена" являются залогом успеха. Особенное внимание следует обратить на вдвойне устремление бизнес-плана. С одной стороны, это серьезный аналитический документ, а с другой стороны - средство рекламы. В соответствии с этими особенностями следует избрать и язык бизнес-плана.
Он должен быть понятен всем. Часто специалист, который составляет бизнес-план, использует в тексте сленг своей профессиональной среды, который понятен только людям, которые работают в той же отрасли, но малопонятный для других. Стоит также сказать и об орфографии и пунктуации. Ошибки могут вызывать у читателя негативное отношение к автору плана, а в будущем и к бизнесу в целом.
Таким образом, бизнес-план должен быть написан деловым языком, доходчивым, живым, но не примитивным. Исключенное использование профессиональных сроков, непонятных неспециалисту в данной отрасли.
При составлении бизнес-плана необходимо помнить, что информация в нем должна быть полной, четкой и в то же время короткой. Часто при составлении бизнес-плана используют прилагательные очень экспрессивной расцветки, но лучше избегать лишней эмоциональности изложения, но непременно включить в план цифровые показатели. Они намного более лаконичны, и более эффективно влияют на заинтересованные лица. Однако, при большом количестве разных цифровых материалов, их восприятие и оценка усложняются, особенно при первом ознакомлении с планом. В связи с этим рекомендуется проверенный метод свертывания информации : ее классифицируют по определенным категориями (показателям) и представляют в аналитической (табличной) или графической форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а потому - более результативно.
Бизнес-план должен быть лаконичным и легко читаться, быть понятным, без грамматических ошибок и отображать перспективы выхода на большой и прибыльный рынок. Текст может быть проиллюстрирован графическим материалом и диаграммами.
Рекомендуется, кроме того, привести цитаты авторов, которые подчеркнут вашу идею, которая выкладывается в проекте. Конечно, ссылка на авторитетный источник не сможет заменить творческую мысль, но цитату уместно привести для того, чтобы снять у читателя напряжение от восприятия потока новых идей, незнакомого материала или определенного количества цифровой информации.
Относительно полноты изложения бизнес-плана, то от ее уровня во многом зависит его успешное использование. Хотя составляющие разделов плана могут варьироваться автором по его усмотрению, это не значит, что по желанию составителя могут не наводиться важные разделы, которые касаются, например, цифровых значений доходов. Напротив, чем полнее и более достоверной будет подобная информация, тем эффективнее будет влиять бизнес-план на потенциального участника бизнеса, в частности инвестора.
Следовательно, бизнес-план является сложным по структуре документом. Его параграфы и разделы должны охватывать все аспекты будущей деятельности.
Бизнес-план должен создавать впечатление точности и надежности, быть профессиональным и реалистичным.
Бизнес-план можно условно разделить на три основных части: резюме, основной текст, который включает большинство стандартных разделов и финансовый план с финансовыми или другими необходимыми таблицами.
Состав, структура и объем бизнес-плана определяется спецификой предпринимательской деятельности, размерами предложенного рынка сбыта товаров (предоставление услуг), наличием конкурентов, перспективами развития бизнеса и может видоизменяться в зависимости от типа заданий. По объему план должен быть не менее 30-40 страниц, не включая дополнений.
Однако, в нем обязательно следует отобразить основную идею, цели бизнеса, специфику предпринимательской деятельности, организационную и производственную структуру, стратегию финансирования, предложения по инвестициям, перспективы развития и тому подобное.
Особое внимание стоит уделить резюме. Лаконичное описание вашей бизнес - концепции следует подать уже на первой странице резюме. Именно от этого фрагмента во многом зависит, заинтересовались ли вашим проектом. Резюме в короткой форме должно повторять содержание всех основных разделов проекта. Здесь целесообразно отобразить основные выигрышные моменты проекта. В первых трех-пяти абзацах необходимо подать короткую информацию о том, кто инициирует бизнес, который планируется делать, преимущества относительно конкурентов и тому подобное.
В основной части необходимо охарактеризовать продукцию (услугу) и описать сравнительные преимущества относительно изделий конкурентов (данные о них тоже должны быть приведены). В центре внимания бизнес-плана не инженерные детали, а маркетинговое описание продукции (услуги). Технические характеристики и цифровые данные целесообразно объяснять. У читателя должно сложиться четкое представление об особенностях продукции (услуги).