- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Структура и план эссе
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями: 1. мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). 2. мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А).
Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
- вступление
- тезис, аргументы
- тезис, аргументы
- тезис, аргументы
- заключение.
При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:
- Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
- Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
- Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Перед тем как приступить к написанию эссе, обратите внимание на следующие вопросы. Ответы на них позволят вам более четко определить то, что стоит писать в эссе:
- Затрагивая в эссе свои личные качества или способности, спросите себя:
- отличаюсь ли я тем или иным качеством от тех, кого я знаю?
- в чем проявилось это качество?
- О деятельности, которой вы занимались (занимаетесь):
- что заставило меня заняться этим видом деятельности?
- почему я продолжал(ю) заниматься этим?
- О каждом событии вашей жизни, о котором вы упомянули:
- почему мне запомнилось именно это событие?
- изменило ли оно меня как личность?
- как я на это отреагировал?
- было ли это откровением для меня; тем, о чем я раньше не подозревал?
- О каждом человеке, которого вы упомянули:
- почему я назвал именно этого человека?
- стремлюсь ли я стать таким как он?
- какими его качествами я восхищаюсь?
- было ли сказано им что-то такое, что я буду помнить всю жизнь?
- пересмотрел ли я свои взгляды?
- О каждом из ваших предпочтений и том, что вам не нравится:
- почему мне это нравится или не нравится?
- повлияло ли это обстоятельство в значительной степени на мою жизнь?
- О каждой вашей неудаче:
- чему я в результате научился?
- что полезного я вынес из этой ситуации?