- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Работа со списком литературы. Часть 1
На начальном этапе обучения важным звеном научной работы аспиранта является изучение литературы, в результате чего аспирант получает сведения о состоянии изучаемой им проблемы в современной науке, помимо того, насколько она изучена другими исследователями.
После проведения эксперимента с целью получения экспериментальных данных и формулировки предварительных заключений, вытекающих из проделанной работы, их надо будет сравнить с теми, которыми уже располагает наука.
При изучении литературы лучше сразу формировать картотеку изученных литературных источников. Суть его состоит в том, чтобы завести учетную карточку на каждый литературный источник, как в каталоге библиотеки, в которую вписывается полное библиографическое указание источника, а на обратной стороне пишется краткая аннотация и место нахождения выписок из указанного источника.
Ими удобнее будет пользоваться, расположив их в своем картотечном ящике по алфавиту или по крупным темам. Надо грамотно (согласно ГОСТу) заполнять эти карточки, чтобы потом не делать двойную работу, возвращаясь к тем же источникам, чтобы уточнить, например, количество страниц в ней. Рекомендуется собирать картотеку, чтобы в дальнейшем без труда оформить список использованной литературы, а также быстро отыскать требуемый источник, которым пользовался аспирант, чтобы во время написания своей работы можно было сослаться на него. Ниже приводятся примеры заполнения картотеки:
При работе с научным материалом, целесообразнее выписывать фразы, предложения, высказывания, указывая при этом страницы книг или журналов, на которых была найдена необходимая информация. Это рекомендуется делать во избежание возможных в будущем недоразумений, связанных с написанием литературного обзора – первой главы диссертационной (научной) работы.
При наличии компьютера имеет смысл составить картотеку изученного литературного материала и сохранить ее в файлах, где можно разместить список выписанных фраз и высказываний из каждого источника литературы. Рекомендуется основательно подумать о грамотной систематизации файлов с выписками из изученного материала. Файлам (для удобства пользования ими) надо подобрать соответствующие названия. Сущность всего этого состоит в том, что в процессе написания диссертации аспирант с легкостью сможет найти необходимые ему данные. Надо обязательно делать запасные копии файлов с такой важной информацией.
Если научный руководитель не предложил иной способ, то аспиранту лучше начать изучать литературу, просматривая журналы последних лет относительно своей специальности. Отыскав статью, которая больше всего подходит к изучаемой аспирантом теме, ему необходимо обратиться к библиографии, находящейся в конце данной статьи. Этот список литературы окажет ему неоценимую услугу, благодаря чему аспирант узнает о других исследованиях на эту тему. Так легче и быстрее начать исследование. Аспиранту рекомендуется также изучить «Реферативный журнал», а именно, обратить внимание на главы журнала, которые относятся непосредствеенно к его специальности. В данном научном издании он сможет найти все интересующие его статьи, которые были изданы относительно разных научных вопросов за определенный отрезок времени. Все работы за конкретный промежуток времени и по определенной теме содержат аннотацию, в которой лаконично излагается краткое содержание статьи и заключения автора. Помимо этого здесь полностью и с точностью дается библиографическое описание статьи. При необходимости соискатель может отыскать сборник, содержащий данную нужную статью.
В последнее время «Реферативный журнал» не выходит в свет, но тем не менее в распоряжении аспиранта могут быть его старые номера. Кроме литературы относительно темы проведенной работы, имеет смысл изучить материалы, связанные с показателями, которые будут снимать у экпериментируемых, и методиками исследования.
Надо иметь представление, что содержит в себе каждый показатель и научиться их грамотно толковать и представлять. (Аспирант может научиться правильному толкованию показателей только после того, как соберет собственные данные, но примерно понять это надо заранее.) Проводя эксперимент на людях, надо быть готовым к тому факту, что человек всегда интересуется результатами своих измерений. Экспериментируемых всегда интересуют вопросы типа: «Ну, что у меня?» Не стоит игнорировать их, поступая так не только в силу научной этики или из тактичности и интеллигентности, а также практикуя интерпретацию полученных данных. Во время поверхностного объяснения экпериментируемому о значении тех или иных показателей, аспирант может неожиданно для себя открыть истинное значение этих показателей.