- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Кто такой научный руководитель
Научным руководителем аспиранта считается педагог или же научный работник, имеющий ученую степень не ниже доктора наук в той области, к которой относятся стремления и интерес аспиранта и в которой он желает получить научную степень. Основной задачей научного руководителя в таком случае будет помощь и поддержка в деятельности аспиранта.
Именно научный руководитель поможет выбрать направление в исследованиях, посоветует необходимые источники информации, оценит методику исследования. В деятельности аспиранта научный руководитель будет той направляющей силой, которая поможет аспиранту не утонуть в информационном море и не сбиться с курса на желаемый результат. Однако делать работу за аспиранта научный руководитель не обязан. В его обязанности входит только контроль деятельности молодого ученого. Кафедра может предложить аспиранту научного руководителя в ранге кандидата наук, но по всем канонам эту должность может занимать только доктор наук. В противном случае аспирант рискует столкнуться со сложностями в процессе оформления документов. Часто официальным руководителем становиться доктор наук, а за консультации и общее руководство отвечает кандидат наук, который официально значиться научным консультантом. Эта тенденция особенно распространилась в последнее время, когда наличие более чем одного научного руководителя оправдывают широтой вопроса охваченного в диссертации аспиранта. В такой диссертации может затрагиваться тема выходящая за рамки одной специальности. Прерогативой утверждения научного руководителя, равно как и темы самой диссертации аспиранта обладает Ученый Совет учебного заведения.
Описанными выше качествами и стремлением направлять и поддерживать аспиранта обладают не все научные руководители. Условно этих уважаемых людей можно разделить на два лагеря. К первому относятся те научные руководители, которые настроены на помощь и поддержку своего подопечного. В этом случае аспирант не только получает тему и направление, но и может рассчитывать на помощь научного руководителя в проверке результатов деятельности, содействие в оформлении и редактировании статей, проверку и корректировку выдвигаемых в работе аспиранта гипотез. Результатом такой опеки может стать полная неспособность аспиранта к самостоятельной деятельности. Ведь необходимых навыков, которые формировались при работе над первой диссертацией, аспирант не получил. Его очень плотно опекали и оберегали. Научные руководители второго типа действуют иначе. Никакой опеки, но и никаких советов и подсказок. С материалами для диссертации знакомятся без интереса. Все это очень усложняет деятельность аспиранта, тем более начало работы над диссертацией. В итоге проблемы передаются с этапа работы на этап защиты диссертации и если аспирант все же удачно защитился, то он может претендовать на большее. Для такого человека не составит труда развить свою тему в докторскую диссертацию, успешно продолжить свои исследования в иных областях. Аспирант испытывает большие трудности при таком руководителе, но и получает большой опыт, который не имеет аспирант, которого пристально опекали. Здесь трудно сказать, что лучше – полная свобода или наличие опеки. Лучшим вариантом, как и всегда, станет золотая середина – не стоит ориентироваться на крайности.
Результаты общения аспиранта с его научным руководителем очень важны для первого, но и последний получает официальные материальные выгоды. За руководство аспирантом научному руководителю оплачивают около пятидесяти рабочих часов в год. Это время подразумевается расходовать на общение с аспирантом, чтение материалов его деятельности и исследований и разумную поддержку и помощь. Аспирант имеет право на внимание со стороны руководителя, но должен вести себя тактично и не злоупотреблять своими правами. Если между аспирантом и руководителем возникнет конфликтная ситуация, то ничего хорошего аспиранту такой поворот событий не принесет. В особо острых случаях руководитель может отказаться от своих обязанностей, а аспирант получить негативную репутацию. Правила хорошего тона требуют взаимного уважения и первым оказывать таковое должен аспирант. С любым человеком можно установить хорошие отношения. Вежливость в общении, понимание личных проблем, небольшие знаки внимания, личное уважение помогут настроить общение аспиранта и руководителя на нужный лад.