- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Учебный бизнес-план. Типовые ошибки и просчеты
Основной целью студента, взявшегося за составление бизнес-плана, является успешная защита своей академической работы. Аналогичные цели преследует и состоявшийся специалист, разрабатывающий планирование стратегии бизнеса своего работодателя.
Результаты усилий будущего или нынешнего специалиста не должны содержать грубых просчетов. Расплата за ошибки в бизнес-плане будет немедленной – студент получить низкую оценку своей письменной работы, а специалист обзаведется клеймом растяпы и неудачника, сорвавшего «грандиозные» планы своего работодателя.
Преподаватели бизнес-школ и профессионалы консалтингового рынка утверждают, что большинство работ новичков содержат ряд повторяющихся ошибок, которые допускает любой неопытный специалист. К таким ошибкам, характерным для студентов и начинающих специалистов относятся следующие просчеты:
- Большинство новичков перегружают бизнес-план совершенно не нужными подробностями. Суть предложения тонет в «воде» ненужных или второстепенных сведений. Идея бизнес-плана ускользает от читателя. Результат – сорванная сделка и потеря инвестора или необходимость доработки студенческой работы. Вывод – автор бизнес-плана не должен акцентировать внимание на второстепенных деталях. Главным критерием информационного наполнения бизнес-плана является не количество информации, а ее качество.
- Еще одна типовая ошибка связана с отсутствием четкого распределения ролей в команде исполнителей проекта. Факт отсутствия этой информации в плане будущего бизнес-проекта говорит о недостаточной проработке этапа реализации запланированных идей. И наоборот – продуманная структура исполнителей, отвечающих за реализацию конкретных этапов, развеет сомнения потенциального инвестора относительно жизнеспособности идей автора плана.
- Автор должен избегать упоминания об уникальности предложенной идеи, поскольку эта характеристика очень быстро потеряет значимость (найдется много желающих реализовать свежую идею, и уникальность предложения потеряет свою актуальность). Исключительность предложения – товар скоропортящийся.
- Составитель бизнес-плана не должен использовать в своей письменной работе шаблонных фраз и неточных формулировок. Это правило необходимо, в первую очередь, использовать при обсуждении финансовой стороны бизнес-плана. Неточная формулировка в этом разделе снизит привлекательность предложения в глазах инвестора, а попытка учти от ответа при помощи общих фраз – станет источником подозрений и (скорее всего) причиной неприятия идеи потенциальным партнером. Инвестор должен ясно видеть не только статью «расходы» (затраты на внедрение идеи и себестоимость товара или слуги), он должен ознакомиться с краткосрочными и среднесрочными перспективами, которые ожидают его в случае принятия условий автора бизнес-плана. При этом нужно помнить, что лучшим периодом подведения краткосрочных итогов является месяц, а среднесрочных итогов – квартал.
- В заключении главная ошибка новичков – предположение о неограниченном периоде функционирования идеи бизнес-плана. Любое дело имеет свое начало и конец, поэтому, лучшим доказательством профессионализма составителя бизнес-плана будет не график роста доходов, уходящий в бесконечность, а обоснованное предположение о продолжительности периода получения прибыли от функционирования идеи.
Разумеется, студенческий бизнес-план не отягощен подобными жесткими требованиями, однако, вышеуказанных рекомендаций должен придерживаться любой специалист, желающий преуспеть в составлении и учебных и реальных бизнес-планов.