- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
ТОП-10 ошибок в бизнес-плане
Учебный процесс любой бизнес-школы состоит из множества дисциплин. Их перечень зависит от будущей специализации, которую выбрал для изучения вчерашний абитуриент. Однако в любой программе существует ряд обязательных письменных работ, встречающихся на пути каждого студента бизнес-школы. К таким составляющим учебного процесса можно отнести бизнес-план.
Процесс изучения науки планирования будущей деятельности управляемого (или собственного) предприятия во многом зависит от избранной в бизнес школе методики преподавания. Часть учебных заведений предпочитают обучать студентов составлению бизнес-планов на примере реального предприятия или его структурного подразделения. Такой подход позволяет во время учебы развить практические навыки, однако не дает возможности увидеть результаты планирования. Другие бизнес-школы используют в качестве «подопытного» предприятия виртуальную модель, и обучают своих студентов науке планирования в интерактивной среде, используя последние технологические достижения. В этом случае, используя возможности программы, появляется шанс увидеть результаты прогнозируемой стратегии развития бизнеса. Однако составителей программы, основанной на виртуальной среде обучения, часто упрекают идеализировании бизнес-процессов. По мнению части специалистов, подобный подход «отрывает» студента от реальности.
В любом случае, какую бы модель обучения не приняла к реализации бизнес-школа, и студенты, и выпускники этих учебных заведений допускают при составлении бизнес-планов целый ряд крупных прочетов. Один из лучших специалистов в системе МВА образования, Пол Турман (на данный момент преподает в России, занимая должность директора управлению корпоративными проектами в престижной школе бизнеса «Сколково») выделил следующий список ТОП-10 просчетов и ошибок, допускаемых и студентами, и действующими специалистами:
- По мнению Пола Турмана, современные бизнес-планы часто перегружены лишней информацией, которая не позволяет потенциальному инвестору добраться до сути коммерческих мероприятий, отображаемых в этом документе. В итоге, инвестор начинает испытывать определенные сомнения в целесообразности предлагаемого размещения средств. Возникает парадоксальная ситуация, при которой причиной срыва сделки становится не недостаток, а избыток информации. Поэтому, всем составителям бизнес-планов следует обращать больше внимания не на количество, а на качество информации.
- Ошибки или неточности в формировании списка управленческой команды. Инвестор чаще всего выделяет деньги «под имя» и у составителей возникает соблазн включить в список своей команды несколько «консультантов» с громкими именами. Возможно, что они действительно оказывали консалтинговые услуги составителю программы. Однако инвестор предполагает, что увидит в этом списке лица, которые отвечают за реализацию проекта. Отступление от этого правила может стать причиной негативного решения по выдвигаемым предложениям.
- Присутствие фраз «уникальная ниша», «единственное предложение на рынке» или «полное отсутствие подобных предложений у конкурентов» говорит о недостаточно глубокой проработки стратегии планирования коммерческого мероприятия, поскольку такие условия не могут существовать длительное время. Вскоре возникнет огромное количество конкурентов, предлагающих те же условия, и стратегия, основанная только на собственной исключительности, потерпит крах.
- Переоценка мнения маркетологов, убедивших собственника предприятия в уникальности именно этого предложения, и заявляющих, что такой бизнес-план любые инвесторы «оторвут с руками». Постарайтесь отнестись к вашим идеям более критично.
- Ошибки и неточности в биографии топ-менеджеров, управляющих или основателей компании приведут к опасениям инвестора в точности остальной информации, что не лучшим образом отразится на принятом решении. Сознательная фальсификация таких биографий перечеркнет все надежды на дальнейшее сотрудничество, поскольку весь бизнес-план будет восприниматься, как попытка обмана потенциального инвестиционного партнера.
- Категорически не допустимо использование обтекаемых формулировок в трактовке договоренностей о финансировании вашего проекта. Фразы «финансирование обсуждается» или «финансирование обещано» окажут негативное влияние на принятие решения.
- Прогнозирование финансовых показателей только в годовой разбивке является наиболее частой ошибкой составителей бизнес-плана. Разумеется, собственнику или управленцу такой подход кажется более удобным, поскольку позволяет четко спланировать ожидаемую прибыль. Однако инвестора интересует не ваша прибыль, а доходность собственных вложений. Следовательно, в первый год финансовые показатели необходимо прогнозировать на каждый месяц. В течение следующих 3-4 лет лучшим периодом для финансового прогноза будет квартал. Благодаря такому планированию перспективы возврата вложенных средств станут более прозрачными и понятными инвестору.
- Ошибки в анализе текущей рыночной ситуации. Неверно рассчитанная рыночная доля или количество потенциальных заказчиков, снизят доверие и к вашему бизнес-плану, и к вашей профессиональной пригодности.
- Ошибки в планировании операционных затрат. Собственник должен четко представлять себе все траты на производство товара или услуги.
- Отсутствие границы в развитии кривой графика финансовых показателей. Эту ошибку чаще всего допускают студенты, которые предполагают, что доходы от реализации их бизнес-плана будут расти бесконечно долго. Такие графики финансовых показателей получили даже особое наименование – «хоккейная клюшка». Большинство серьезных инвесторов относятся к попытке создать методику получения безгранично растущих доходов с большим сомнением. «Вечные двигатели» не возможны не только в физике, но и в экономике.