- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Старинные традиции празднования Дня студента
В современной истории российского высшего образования значение Татьяниного дня в качестве общего праздника всех студентов восстановилось только в начале 21-го века. Традиция, связывающая день святой Татьяны со студенческими гуляниями, к сожалению всего студенческого сообщества того времени, прервалась в печально известные 20-е годы прошлого столетия.
Однако причиной сожалений стал не отказ в восприятии святой Татьяны в качестве покровительницы российского студенчества, а запрет проведения знаменитых студенческих гуляний, пирушек и кутежей. И поверьте, что студентам 20-х годов прошлого века в этот момент можно было только посочувствовать. Поскольку их лишили действительно веселого и запоминающегося праздника.
Авторитетные современники этой старой традиции высказывали о ней различные мнения. Например, А. П. Чехов с удовольствием упоминал, что на Татьянин день московские студенты уничтожили все спиртное в городе, и чуть было не выпили Москву-реку. Он утверждал, что они обязательно бы это сделали, если День студентов отмечался летом, однако суровые зимние морозы, к счастью для москвичей, укрыли этот водоем от разгулявшейся молодежи. Другой талантливый современник Чехова – Л. Н. Толстой, на склоне лет пустился в рассуждения о вреде пьянства и сравнивал Татьянин день с обычной деревенской попойкой в честь престольного праздника. Однако в своей автобиографической трилогии Толстой с удовольствием вспоминает и описывает свое личное участие в «лихом кутеже», устроенном в честь праздновании Дня студентов.
Собственно сама традиция устраивать гуляния молодежи на день открытия Московского университета появилась еще в 18 веке. Официальный статус этого мероприятия закрепил Николай I, известный своей строгостью и любовью к порядку. Однако даже этот государь поддержал традиции, возникшие во время Екатерины Великой, при которой в студенческие гуляния не вмешивалась даже полиция. Существовал даже особый указ, поваливавший московским властям проявить беспокойство о «загулявшей» молодежи. Городовым в обязательном порядке вменялось сопроводить нетрезвого студента домой. Зная об этом товарищи «перебравшего» учащегося писали мелом адрес проживания на спине гуляки. В иное время появление на улице в нетрезвом виде могло послужить причиной отчисления из университета с традиционным призывом в рады вооруженных сил. Правда, служили тогда не 2 года, а 25 лет, так что желающих «куролесить» в будние дни было меньше.
Государь Николай Павлович не только придал официальный статус Татьяниному дню, он учредил деление праздника на официальную часть, состоящую из особого собрания, которое подводило черту под уходящим годом и студенческого гуляния, не знавшего удержу и границ. Разношерстная студенческая братия, принимала участие в официальной церемонии, затем обедала в кругу близких людей, а вечером занимала все ресторации и питейные заведения в городе. Одно время даже существовала традиция арендовать на День студентов известный и дорогой ресторан Оливье. Это статусное и престижное заведение превращалось на один день в настоящий вертеп. Из залов убиралась дорогая мебель, ценная посуда и столовое серебро. Предполагалось, что студенты могут попросту разгромить ресторацию. И современники Толстого и Чехова, преподносимые нам в качестве «настоящей интеллигенции», неоднократно проделывали подобные выходки. В это же время появилась традиция погромов фасада редакции “Московских ведомостей”, перешедшей из числа печатных изданий Московского университета на вольные хлеба. Студенты «не могли простить такой обиды» и редкий Татьянин день заканчивался без битья стекол помещения редакции.
В Татьянин день отменялись все условности. Наравне со студентами участие в празднике принимали и преподаватели, и те выпускники (часто взрослые и солидные люди), которым посчастливилось присутствовать в это время в Москве. Этот праздник заканчивался массовым исполнением гимна Gaudeamus igitur или других популярных песен на улицах спящего города.