- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Что такое бизнес-план. Структура бизнес-плана
Практику составление учебных бизнес-планов нельзя отнести к традиционным методам организации процесса обучения. Будущих специалистов в области экономики и управления производством принято растить на более традиционных письменных работах, однако, современные реалии требуют корректировки устоявшейся практики оценки знаний студента. Поэтому, в учебный процесс некоторых ВУЗов внедряют новые формы письменных работ: эссе, бизнес-планы, резюме.


Под учебным бизнес-планом принято понимать письменную работу, в которой будущий специалист отобразил реальные или мнимые планы реализации какой-либо идеи прибыльного дела (бизнеса). И настоящие, и учебные бизнес планы подразделяются на следующие категории:
- бизнес-план развития и модернизации отдельной компании или предприятия,
- бизнес-план структурной части предприятия, позволяющий модернизировать работу только этой части компании.
- бизнес-план, ориентированный на получение кредитной поддержки банка, выделенной под определенные цели и нужды предприятия.
- бизнес-план освоения инвестиционных средств, позволяющих развить и закрепить позиции компании на рынке.
Основными задачами любого бизнес-плана являются:
- Во-первых, обозначение цели проводимых мероприятий для собственников и менеджеров компании.
- Во-вторых, оттачивание выбранной стратегии развития компании (или ее структурной части). Сам факт составления подобного документа позволяет выявить критические бреши в планируемых мероприятиях.
- В-третьих, привлечение потенциальных инвесторов путем предложения выгодного вложения средств с обоснованием прогнозируемого результата деятельности компании.
На сегодня существуют следующие требования относительно структуры учебного бизнес-плана:
- Титульный лист. Эта часть учебного бизнес-плана содержит информацию о ВУЗе, кафедре. Учебной группе и личных данных учащегося. В реальном бизнес-плане вместо этого указывают контактные данные фирмы, ее адрес и название, а также состав учредителей.
- Введение, классический пункт любой письменной работы. Состоит из перечня заглавий структурных компонентов с указанием соответствующей нумерации страниц.
- Раздел «Возможности рынка», позволяет доказать жизнеспособность и актуальность центральной идеи бизнес-плана. В данной части работы определяется целевая аудитория потенциальных потребителей. Кроме этого производится оценка перспектив для развития объемов продаж услуги или товара. Оцениваются вероятные препятствия осуществления выбранной стратегии.
- Раздел «Обзор рынка» содержит мониторинг существующего рынка аналогичных предложений на предмет идентификации возможных конкурентов. После чего их деятельность подвергается всестороннему исследованию. В идеале необходимо отыскать недостаток в стратегии потенциальных конкурентов и предложить потребителю более качественные услуги или товары.
- Раздел «Команда» должен содержать персонифицированные данные о каждом участнике проекта. Потенциальные инвесторы или кредиторы должны знать, кто отвечает за выполнения намеченного плана.
- Раздел «Бизнес-модель» состоит из перечня всех источников и затрат, и получения прибыли в бюджете компании. Кроме этого в данном разделе приводится перечень потенциальных клиентов и вероятных партнеров компании.
- Раздел «Финансовые прогнозы и показатели», наполнен различными отчетами, позволяющими понять состояния дел в компании. Кроме этого данный раздел является источником расчетов будущих показателей в финансовой деятельности компании.
- Раздел «Риски», состоит из сценария действий при самом худшем развитии дальнейших событий на рынке. Прогнозируется и планируется дальнейшая стратегия развития компании в самой неблагоприятной обстановке.
- Раздел «Источники финансирования», состоит из предполагаемого перечня источников поступления средств на реализацию бизнес-плана. Кроме этого, необходимо указать на все вероятные расходы и способы использования привлеченных средств.
- Приложения. В данный раздел входят финансовые документы компании, гарантийные письма будущих партнеров, планы продвижения товаров и услуг, свидетельства о регистрации обозначения бренда и патентная документация.
В реальности потребителями бизнес-планов могут быть либо собственники предприятия, либо потенциальные инвесторы, либо кредитные отделы банков. Потребителем учебного бизнес-плана является ваш преподаватель. Однако это не значит, что отсутствие дальнейшего практического воплощения ваших идей должно сказаться на качестве материала бизнес-плана. Поэтому постарайтесь по максимуму реализовать накопленный опыт и создать действительно стоящий бизнес-план. Возможно, что именно это творения привлечет внимание потенциального работодателя к вашей персоне и станет причиной вашего первого трудоустройства.