- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Индивидуальное обучение в США в двадцатом столетии
Двадцатый век в мировом масштабе характеризуется усиленными поисками путей развития образования и воспитания на новом, более эффективном уровне.
Педагогика активно использует на практике достижения психологической науки, исследующей проблемы нравственного воспитания ребенка в условиях стремительного, ускоренного темпа жизни, рассматривает вопросы физического воспитания и вопрос влияния неправильного воспитания на распространение наркомании, изучает особенности экономического воспитания личности. Одной из главных проблем, которую пытались оптимально решить в странах капиталистической ориентации, было решение вопроса осуществления индивидуального подхода в учебно-воспитательном процессе путем внедрения гувернёрских методик в практику общеобразовательной школы. Едва ли не больше нововведений в этом плане возникает в США.
Широкое распространение получает "Батавия-план", автором которого был руководитель школ г. Батавия Дж. Кеннеди. "Батавия-план" представлял собой систему организации учебно-воспитательной работы в школе, согласно которой каждый преподаватель использовал для классных занятий лишь половину учебного времени, а вторую отводил для индивидуальных самостоятельных занятий учащихся под его присмотром. Система была попыткой совместить коллективное обучение с лучшими достижениями гувернерского индивидуального обучения. В г. Долтон в США в начале XX в. впервые применили систему, основанную на принципе индивидуального обучения - "Дол-тон-план". Эта система, как и "Батавия-план", ориентировалась на приближение школьного обучения к индивидуальному, гувернёрскому. При этой системе ученик получал от педагога задачи, выполнял его самостоятельно и, завершив работу, отчитывался учителю. Ученикам предоставлялась полная свобода в выборе занятий, последовательности изучения учебных предметов, в использовании своего рабочего времени. Годовой объем учебного материала разбивался на месячные разделы, которые, в свою очередь, подразделялись на ежедневные задачи. Ученики работали в отдельных кабинетах-лабораториях, от чего происходит еще одно название системы - "Лабораторный план". Методика позволяла приспособить темп обучения к индивидуальным возможностям детей, приучая их к самостоятельности, развивая инициативу, побуждая к поиску рациональных методов работы, формируя чувство ответственности за выполнение заданий.
Еще одна система индивидуализированного обучения "Келлер-план", разработанная американским педагогом и психологом Ф. С. Келлером, получила наибольшее распространение в высших учебных заведениях США, но местами применялась и в общеобразовательной школе. Основные признаки "Келлер-плана": ориентация на полное усвоение содержания учебного материала, включая требование усвоения предыдущего раздела как обязательного условия перехода к следующему; индивидуальная работа учащихся в свойственном каждому из них темпе; использование лекций только с целью мотивации и общей ориентации учащихся; применение печатных материалов; текущее оценивание усвоения учащимися информации по разделам курса.
Следующая система персонализированного подхода к ученику - Кембридж-план". Название происходит от названия города Кембриджа в штате Массачусетс, где она разрабатывалась и в начале XX в. нашла массовое применение. Система состояла в том, что ученики, способные освоить курс элементарной школы ускоренным темпом, получали возможность закончить девятилетний курс обучения за 8 или 7 лет. С этой целью комплектовались небольшие группы учащихся с примерно одинаковым уровнем знаний и темпом обучения, на выбор каждый ученик изучал за этот период немецкий или французский язык. Разрешался перевод из группы в группу не только в конце, а в середине учебного года. Отдельные ученики при этом могли изучать различные предметы в различных учебных группах. Ребенок не чувствовал себя частью коллектива, но пребывание среди других учеников приучало его сравнивать свои успехи с успехами окружающих, создавало условия для повседневного общения.