- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Метод и методология. Данные исследований
Метод – понятие широкое. К примеру, в экспериментальный метод исследования входит организация и проведение эксперимента.
Методика – понятие узкое. К примеру, в экспериментальном методе исследования возможно использование методики ионно-обменной хромотографии.
Одной из важных и трудных задач аспиранта является выбор методик исследования.
Методы и методики используются с целью достижения цели исследования. Для изучения изменения умственной работоспособности крыс линии «Вистар» под воздействием различных фармакологических средств, в любом случае надо будет проводить эксперимент с разными вариантами приема крысами всякого рода химических гадостей, используя при этом информативные методики оценки их умственной работоспособности. При попытке сделать вместо этого крысам кардиограмму аспирант не достигнет намеченной цели исследования.
Целесообразнее будет, если научный руководитель сам поможет аспиранту постичь премудрости методов и методик для достижения необходимых результатов. В случае его отказа помочь соискателю надо будет найти и проаналировать большое количество несистематизированного научного материала, (находящегося в различных библиотеках) относительно методик исследования и попытаться его усвоить. Вряд ли аспиранту стоит надеяться на научные работы своих старших коллег, уже прошедших этот этап в аспирантуре. Задача аспиранта усложняется в связи с тем, что для постижения методики надо как минимум видеть ее в действии, а для изучения нужно по крайней мере применить ее на практике.
Надо обязательно попытаться найти помощника для написания научной работы. Иначе на предварительной защите или, возможно, на защите может оказаться, что используемая аспирантом методика потеряла свою актуальность, так как в свое время была полностью подвергнута жестокой критике неким зарубежным ученым. Или же может выясниться, что этот вышеупомянутый метод обработки данных неприменим в определенной ситуации. Еще хуже будет понять возможность более легкого получения результатов с помощью современной и доступной методики по сравнению с той, что аспирант использовал, преодолевая определенные трудности.
Как ни крути, работа должна обязательно включать экспериментальную часть (это не касается филологических и исторических наук), если аспирант хочет представить на рассмотрение добросовестно проделанную работу. Ведь написанные на основе анализа научного материала работы ничем не отличаются от реферата. Поэтому, несмотря на объем исследования, который по силам и студенту, самому исследователю тогда неудобно будет представлять свою работу, и тут уж он не на высоте.
Чем весомее проведенный эксперимент, тем легче будет аспиранту суметь защитить верность своих заключений. Благодаря этому работа аспиранта будет выглядеть более достойно. Эксперимент должен включать максимально возможное количество грамотно подобранных экспериментируемых, а вместе с тем намного более серьезные методики. К примеру, при оценке умственной работоспособности крыс помимо тестов для ее определения (типа «Лабиринт») лучше использовать при этом и результаты энцефалографии.
Как обращаться с данными, получаемыми в ходе исследования
Следует с вниманием относиться к полученным в ходе исследования данным. Еще до того, как приступить к эксперименту надо предварительно разработать формы протоколов, в которые будут вноситься промежуточные результаты. В случае несовершенства этих форм их желательно изменить. Хранить результаты исследований нужно систематизированно, чтобы, рассматривая их через много лет, можно было вновь просмотреть их для лучшего понимания всех его подробностей, для их проверки и обработки с использованием других методов. В этом случае лучше не рассчитывать на свою память. Целесообразнее все подробности проводимого исследования записывать на бумагу или хранить на компьютере (а лучше – в обоих местах).
Для организации эксперимента целесообразнее посоветоваться с научным руководителем, со старшими коллегами – своими предшественниками, с другими аспирантами. Следует вспомнить о проведенных ранее исследованиях во время написания курсовой или дипломной работы, при прохождении практики или педагогической деятельности, ведь их включение в диссертацию вполне реально.
Иногда автореферат диссертационной работы включает количество проведенных исследований. Здесь приводится количество испытуемых, снятые с них показатели, количество проведенных измерений, потраченное на них время. При сравнительно легком исследовании аспиранту будет легко провести подсчет этих цифр по завершении к подготовке диссертации. В случае, если исследование сложное, лучше заранее фиксировать всю необходимую информацию, чтобы не забыть об объеме проделанной работы и не вспомнить о ней уже после сдачи автореферата.