- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
История заочного образования в России
На сегодняшний момент заочная система получения высшего образования является одним из способов получить теоретические знания и практические умений в стенах отечественных Вузов. Однако так было не всегда. До начала 20-х годов прошлого века процесс получения высшего образования предусматривал исключительно очную систему обучения. До этого существовали всего лишь курсы или тренинги, составители которых предлагали своим подписчикам освоить какой-нибудь вид деятельности (кройку, изучение иностранн
Первые попытки реализовать процесс заочного образования предпринимались энтузиастами педагогики еще в 19 веке, однако, становление полноценной системы стало возможно только при поддержке государства. В 1919 году были предприняты первые попытки наладить схему удаленного обучения. При поддержке министерства просвещения революционной России был налажен выпуск методических материалов, позволяющих изучать школьную или вузовскую программу самостоятельно.
Следующим этапом стало открытие в конце 20-х годов прошлого века заочных курсов связистов, строителей, переводчиков. Итогом усилий передовых педагогов того времени стала организация курсов заочной Промышленной академии и Университета коммунизма, а затем и полноценного заочного факультета в МГУ и сельхозакадемии Тимирязева. В 1926-1927 учебном году студентами-заочниками стали около 37 тысяч человек. В основном это были слушатели подготовительных отделений и факультетов послевузовской подготовки.
К началу тридцатых годов прошлого века в России существует более 30-ти заочных факультетов (в основном при сельхозинститутах). Деятельность системы заочного образования курирует ЦК ВЛКСМ, организовавший особую структуру – Центральный институт заочного обучения. Альтернатива дневным факультетам появляется не только в стенах ведущих вузов страны. Заочные отделения открываются при всех крупных предприятиях, рекрутируя талантливую и грамотную молодежь. За первое послереволюционное десятилетие количество студентов-заочников увеличивается на порядок и достигает цифры 350 тысяч человек. Важнейшими центрами заочного образования РСФСР становятся московские и ленинградские вузы: Всесоюзный индустриальный институт, Всесоюзный сельхозинститут, Всесоюзный финансовый институт и Ленинградский индустриальный институт. Процесс получения высшего образования регламентируется приказами Наркомата просвещения, установившего порядок проведения экзаменов, проверок курсовых работ и зачетов. Студенты заочной системы обучения получают право на оплачиваемый учебный отпуск, выделяемый для закрытия сессии или защиты или выполнения дипломных проектов. С конца тридцатых годов организуется процесс заочного обучения в аспирантуре, и студенты-заочники принимаются за написание диссертаций.
В послевоенное время помимо заочного обучения в техникуме или вузе был налажен процесс получения среднего образования – появились учащиеся 9-10 классов, пожелавшие проходить школьную программу заочно. В конце 60-х годов в 900-х заочных школах учится более одного миллиона человек.
Семидесятые года вводят в учебный процесс новое понятие – вечернее обучение. Студентам заочных факультетов предоставлялась возможность прослушивать лекции на первом, втором и третьем курсах в вечернее время. Одновременно расширяется список специальностей, которые может освоить студент-заочник. В 1970-х в перечень специальностей входило более 250 наименований. Заочные филиалы крупных вузов открываются практически в каждом областном центре и большинство периферийных университетов и академий современности берут свое начало с учебно-консультационных пунктов, которые открывались в 60-е и 70-е года. Одновременно с расширением количества УКП происходит формирование совершенно новой методической базы. Для студентов заочных отделений издают особые учебники и справочники, снимают образовательные фильмы и разрабатываются методические материалы. Количество заочных УКП при вузах превышает отметку в 500 единиц, а число заочных техникумов – 1000. Только в заочной аспирантуре обучается более 44 тысяч слушателей. Россия входит в число лидеров системы заочного образования, опережая Японию (199 заочных Вузов), Англию (всего 20 тысяч студентов-заочников) и Канаду (не более 120 тысяч студентов заочной формы образования).
Современная система получения высшего образования, поддерживаемая новейшими информационными технологиями, улучшила качество процесса заочного обучения. Электронные библиотеки, видеозаписи лекций и практических занятий, веб-семинары и видеоконференции – именно эти высокотехнологичные составляющие процесса обучения позволяют приблизить характеристики очного и заочного процесса. В итоге, для современного студента, обладающего такими качествами, как самодисциплина, усидчивость и живое восприятие нового материала, уже нет разницы между дневной и заочной схемой получения высшего образования.