- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Структура высшего образования
Структура высших учебных заведений в общемировой практике подверглась глобальной реконструкции в 70-е годы прошлого века, и только в 90-е годы была выработана та система, которой, по большому счету, мы придерживаемся до сегодняшнего дня. За последнее время разве что Болонский процесс внес существенные коррективы в систему высшего образования.
Если обратиться к опыту развитых зарубежных стран, то можно узнать о таких тенденциях. Например, Великобритания готовит выпускников вузов по схеме «бакалавр-специалист», такое же положение дел было и до Болонского процесса. Во Франции это лиценциат (3 года обучения) и мэтриз (4 года обучения). В Германии используется два цикла высшего образования: первый цикл длится 3 года и его достаточно для основного рынка труда, вторая ступень подразумевает получение квалификации мастера.
Болонский процесс наложил отпечаток и на российскую систему образования – а именно, в 2003 году она стала исполнять международные обязательства в плане организации образовательного процесса в высших учебных заведениях. До этого в России существовала система получения дипломов бакалавра, специалиста и магистра, а также было в ходу понятие «неполное высшее образование». Естественно, резкого перехода от одной системы к другой делать было нельзя, поэтому проблема начала решаться поэтапно.
Согласно новым требованиям, первая ступень образования будет соответствовать бакалаврату, а вторая – магистратуре. Соответственно, переход на эти две ступени невозможен был без адаптационного периода, в течение которого была произведена реставрация некоторых терминов и формулировок, была добавлена система зачетных единиц и Приложения к выдаваемому диплому, усовершенствованы критерии качества образования.
Использование Болонской системы и 4 года обучения на получение степени бакалавра также предполагает, что обязательное школьное образование в этом случае будет оставаться на отметке в 11 классов – именно это позволит не потерять профессиональную составляющую учебного процесса. А сам бакалаврат необходимо разделить на две составляющие: академический и профессиональный. Профессиональный бакалаврат, в свою очередь, должен стать основой для получения диплома специалиста (5 лет обучения), а академический – диплома магистра (6 лет обучения). Российский диплом специалиста в этом случае будет соответствовать европейскому диплому мастера (5 лет обучения).
Дифференциация дипломов магистров нужна, в первую очередь, для классификации научного и педагогического состава, там же могут применяться такие названия, как мастер и магистр.
Самая высокая степень образования – докторская, за ней закреплено это название на Коммюнике Берлинской конференции. Соответственно, послевузовская подготовка может быть выражена в получении степени кандидата наук или доктора наук. Правда, это разделение снова характерно только для российской системы образования.
Резюмируя, можно сказать, что оптимальной системой ученых и академических степеней для России будет следующее распределение: бакалавр, дипломированный специалист (он же магистр), доктор наук.