- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Оценка качества высшего образования
Система оценки качества образования в конкретной стране – комплексный показатель, в котором учены несколько параметров. Это наличие и соответствие учебных программ, и материальное обеспечение учебного процесса, и научно-методическая база, и кадровый состав, а также ряд других факторов.
Есть три основных способа оценить качество работы высших учебных заведений: репутационный, результативный и общий. Первый оценивает профессиональный уровень подготовки учебных программ, второй – количественные показатели, а третий основан на принципе «всеобщего управления качеством».
Как обстоят дела с качеством образования за рубежом
Исторически сложились две модели оценки качества – английская и французская. Английская использует внутреннюю самооценку, а французская – внешнюю. Американская модель представляет собой симбиоз двух вышеназванных моделей.
Что собой представляет аккредитация? Это система контроля качества, которая осуществляется для следующих нужд:
- обеспечение развития системы высшего образования;
- стимулирование совершенствования учебных программ;
- гарантированное соответствие учебных программ потребностям общества;
- помощь высшим учебным заведениям во внедрении образовательных программ;
- защита учебных заведений от внешнего вмешательства с целью ограждения от внешних факторов учебного процесса.
В США, например, аккредитация представляет собой саморегулирующую систему, которая позволяет сохранить баланс между требованиями государства и внутренними распорядками и обязанностями учебных заведений. Можно выделить несколько основных критериев качества вузов: их целостность, эффективность планирования работы, административная форма, образовательная часть, кадровый состав, информационное обеспечение, условия для образовательной деятельности, наличие материальных ресурсов.
Наиболее известной и авторитетной комиссией считается Accreditation Board for Engineering and Technology (ABET), которая уже много лет занимается аккредитацией учебных заведений США и других стран мира. В Европе пока нет собственной единой системы оценки деятельности, но есть наработанные технологии в Великобритании, Германии, Франции.
Есть также международная система контроля качества образования, которая обеспечивается организацией Global Alliance for Transnational Education (GATE). Согласно ее предписаниям, вузы должны иметь отвечать следующим требованиям:
- иметь четкие цели и задачи;
- соответствовать стандартам обучения;
- придерживаться законодательства и этических норм;
- организовывать прием студентов;
- располагать необходимыми человеческими ресурсами для обеспечения образовательного процесса;
- располагать материальными ресурсами и финансами;
- обеспечивать процесс обучения в соответствии с потребностями учащихся;
- оказывать поддержку студентам;
- прохождение регулярной оценки качества образования;
- документальная организация взаимодействия вуза с третьими лицами.
Как оценивают качество образования в России
Комплексная оценка деятельности вузов в России используется с 2000 года. Целью ее введения являлся анализ работы учебных заведений, который включал в себя аккредитацию, получение лицензии и аттестацию.
Сам процесс получения оценки предполагает следующие действия. В учебное заведение присылается заявление, утвержденное Министерством образования. Согласно этому заявлению вуз должен провести самообследование. Далее создается комиссия, которая после самообследования проводит собственную экспертизу на месте, и по итогам собственных материалов и материалов, полученных от вуза, принимает решение о его аккредитации.
Существует еще одна форма аккредитации – общественно-профессиональная, которой занимается Координационный совет. Также есть несколько независимых аккредитационных центров, например, АНЦ.
В 2002 году система аккредитации подверглась значительным изменениям в связи с тем, что прежние формы работы в области технического образования не устраивали Минобразования, поэтому сегодня аккредитацией технических вузов занимается Ассоциация инженерного образования. Критерии оценки образования согласно этой системе выглядят следующим образом:
- наличие четко поставленных целей (соответствие учебных программ задачам образования и наличие контролирующего механизма для более четкого выполнения учебного плана);
- соответствие программы ГОС ВПО РФ, раскрытие объема курса обучения;
- отбор студентов в соответствии с требованиями конкретных специальностей;
- организация работы и подбор профессорско-преподавательского состава;
- упор на подготовку к профессиональной деятельности после окончания вуза;
- наличие материально-технической базы, финансового и информационного обеспечения;
- наличие хотя бы одного выпуска студентов.
Все аккредитованные программы и заведения регистрируются в реестре и публикуются на собственном сайте АИОР, информация об аккредитованных программах отправляется в Минобразования РФ. Для более высокого качества оценки на отдельные аккредитации приглашаются зарубежные наблюдатели-специалисты из США, Австралии, Японии. Комиссия не только принимает решение об аккредитации, но и дает рекомендации учебным заведения, указывает их сильные и слабые стороны.
Можно сказать, что в начале этого тысячелетия Россия сделала большой шаг в направлении профессионального аккредитирования и оценки качества образования, согласовав его с общемировыми тенденциями. Это, в свою очередь, повысило престижность российских вузов и способствовало их тесному сотрудничеству с мировыми научно-образовательными учреждениями.