- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Насколько я умный
Одной из главных тенденций в современном развитии системы высшего образования является личностно-ориентированный подход. Если раньше личностная сторона студента выносилась за рамки его научной подготовки, то сегодня она является одной из наиболее приоритетных.
Считается, что чем больше студенты убеждены в нужности получения знаний, тем выше эффективность их обучения. Многочисленные тесты и контрольные работы далеко не всегда дают понять, являются ли полученные студентом знания личностными, а наблюдения, сделанные за ними в процессе обучения, могут быть неверными из-за субъективных оценок отдельных преподавателей.
Действительно правдивые результаты могут дать только длительные наблюдения и исследования поведения, что, несомненно, потребует больших временных затрат, в то время как нужны более быстрые и эффективные способы получения информации.
Предположим, что при условии личностных знаний студент отражает их не только в написании проверочных работах, но и использует в своем жизненном опыте. Для того, чтобы установить эту взаимосвязь, были проведены несколько социологических опросов, которые должны были выявить познавательный опыт студентов.
На практике группе студентов-бакалавров и учителей физики были заданы вопросы, касающиеся принципов развития социальных сообществ, закономерностях развития, системы неустойчивых состояний. Вопросы были подобраны таким образом, чтобы на них мог ответить любой взрослый человек независимо от длительности обучения. Кроме того, некоторые вопросы носили дублирующий характер, хотя этот факт был тщательно завуалирован.
При первом тестировании была замечена тенденция серьезных разногласий студентов в вопросах о причинно-следственных связях. Особенно это заметно было по результатам ответов на те самые дублирующие вопросы. Студенты первого курса показали неосведомленность в подобных вопросах, поэтому для них оптимальным будет решение включение курса общей физики в образовательную программу.
По итогам прослушанного курса о современном положении дел в физике было повторно проведено аналогичное тестирование. И уже более 80% опрошенных студентов отметили, что изменили свои представления об организации мира и социальных сообществ.
После изучения курса общей физики большинство студентов отметили, что их знания носят личностный характер, и это проявилось именно в вузе.
Еще одним достоверным способом оценки личностных знаний является изучение причин, которые изменяют цели студентов: изучать или не изучать данный курс. У тех студентов, которые изучали курс физики, наблюдались изменения в мотивации делать это дальше. Теперь главными факторами стали внутренние, а не внешние побуждения.