- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Способен ли рынок образования удовлетворить потребности российского бизнеса?
Наша жизнь уже не будет такой простой и беспечной, каковой была в докризисные времена. Экономический застой встряхнул застывшее в благополучной неге общество. Слишком многое изменилось в нашем сознании, после того, как стало понятно, что эра экономического благоденствия не длится вечно.
Исходя из этого факта, нам пришлось изменить свои привычки, жизненные приоритеты и поставить перед собой новые цели, расставив новые акценты в личной жизни, карьере и образовании.
Однако если с личной жизнью и карьерой мы можем справиться самостоятельно, то изменения в образовательном процессе произойдут только при тесном взаимодействии потребителя и производителя услуги. Но готова ли к таким изменениям отечественный рынок бизнес-образования, и заметила ли он необходимость перемен? На этот вопрос нет однозначного ответа. Конечно, необходимо учитывать, что вся структура бизнес-образования является сложным и неповоротливым механизмом, однако, после полутора проблемных лет, мы по-прежнему не наблюдаем ни готовности к переменам, ни инновационного потенциала. А ведь именно этого и ждали студенты бизнес-школ от составителей программ обучения.
Большую роль играет знание английского языка, при этом сегодня выучить его можно очень легко. Возникла парадоксальная ситуация. Составители учебных программ не смогли продемонстрировать те качества, которым брались обучать студентов. Ведь инновационные проекты не возникают по требованию времени, а рождаются «внутри» преподавательского коллектива бизнес-школы, взрастая и укрепляясь на креативности и знаниях их составителей. Способность производить инновационный продукт является непременным атрибутом успеха на мировом рынке и не только в сегменте образовательных услуг, но и в других сферах деятельности.
Эксперты утверждают, что нынешняя ситуация на рынке образования стала следствием отсутствия диалога между составителями и потребителями бизнес программ. Российские бизнес-школы допустили традиционную ошибку, попытавшись решить проблему своими силами. Без привлечения сторонних идей и без учета пожеланий потребителей. Однако возникшую ситуацию невозможно преодолеть без коллективных усилий государства, бизнеса и представителей рынка образования. При этом большинство экспертов высказывают сомнения относительно готовности бизнес-школ принять стороннюю помощь. Методика подготовки специалистов работала более чем успешно и многие авторы попросту не могут поверить в то, что их продукт не пользуется прежним спросом и требует обновления.
Что же ждут современные студенты бизнес школ от составителей учебных программ? Во-первых, отказа от устаревших докризисных программ. Во-вторых, раскрытие личного потенциала каждого слушателя, позволяющего ускорить профессиональный рост в современных рыночных условиях. Выпускник школы бизнеса должен стать лидером и творцом новых приемов и методик. В-третьих, излагаемый материал должен иметь личный смысл для каждого слушателя. Студент не обязан выслушивать набор частных знаний, которые забудутся к концу срока обучения. Учебная программы должна развивать творческие навыки и поддерживать личную мотивацию студента. Преподаватель должен направлять и поддерживать стремление к личностному росту, а не «начитывать» определенный объем материала различной степени свежести. Только такой подход к учебному процессу вернет студентов в опустевшие аудитории бизнес школ и повысит престиж бизнес-программ.
Подобные преобразования не происходят в одночасье. Для этого необходимо внести коренные изменения в корпоративную культуру, традиции учебных заведений и настроения преподавателей и студентов. Представителям рынка бизнес-образования необходимо осмыслить существующие проблемы и приступить к поиску выхода из посткризисного тупика, поскольку, в ином случае у отечественных бизнес школ не будет прежнего авторитета и перспективы дальнейшего существования.