- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Весеннее обострение отечественного рынка бизнес-образования
Ситуацию с извержением исландского вулкана с труднопроизносимым (и запоминаемым) названием можно спроецировать практически на любое событие, наблюдаемое на мировом рынке. Ситуация в сегменте бизнес-образования не является исключением из этого правила.
Современные бизнес-школы оказались не готовы к посткризисному изменению спроса на свои услуги так же, как авиаперевозчики к неожиданному препятствию в виде вулканических выбросов в атмосфере. В итоге – те и другие терпят убытки и пытаются «разрулить» ситуацию.
Однако в сложных условиях оказались далеко не все представители отечественной системы бизнес образования. К счастью для себя большинство учебных заведений сумело предугадать падение спроса на длительные двухгодичные программы МВА и ЕМВА. Те, кто проигнорировал недвусмысленные предупреждения экспертов, оказались в крайне сложном положении и вынуждены либо сокращать число студентов в учебных группах, либо сокращать количество наборов на «длинные» ЕМВА и МВА программы. Впрочем, с коммерческой точки зрения последствия этих решений идентичны – падение доходов ожидается и в одном и в другом случае. Совершенно иная картина наблюдается в тех учебных заведениях, которые не поскупились на внедрение новых программ подготовки бакалавров или магнисторов. Неплохим решением оказалось и внедрение новых программ переподготовки состоявшихся специалистов. Именно эти учебные модули позволяют «оставаться на плаву» наиболее дальновидным участникам рынка бизнес образования.
Современный потребитель «образовательного» рынка стал более разборчив в своих устремлениях. Старые слоганы о «блестящем карьерном росте» и «принадлежности к элите управленцев» потеряли прежнюю привлекательность. Все планы и мечты о скорейшем успехе, разбиваются о железную логику цифр, демонстрирующую чрезвычайно низкий процент трудоустройства выпускников МВА программ. Разумеется, такая статистика возникла не на «пустом месте». Эксперты связывают падение спроса с обилием на рынке труда дипломированных МВА специалистов, которых готовили по программам двухгодичной давности, когда о кризисе еще и не слышали. Однако современные учебные программы мало отличаются от предыдущих версий. Складывается впечатление, что методисты и преподаватели бизнес-школ просто «не заметили» последних событий в мировой экономике.
В результате – резкое падение авторитета, популярности и «кассовых сборов». Потребитель уходит в другую нишу рынка, отдавая предпочтение конкретным курсам переподготовки специалистов или же обширным магистерским программам. На данный момент МВА программы способны составить конкуренцию только благодаря уникальному соединению теории и практики, предлагаемому вниманию взыскательного слушателя. Однако и здесь все не так просто. В ответ на заверения составителей программ о том, что в качестве лекторов перед студентами будут выступать преподаватели практики (в настоящем успешные бизнесмены), слушатели требуют либо немедленного предъявления таковых публике, либо прямо высказывают сомнения в наличии подобных экземпляров в учебном заведении на данный момент. Если бизнес-школа сможет продемонстрировать такого преподавателя, то ей не стоит опасаться потери популярности у аппликантов. Однако вся сложность подобной демонстрации состоит в том, что современные бизнесмены предпочитают заниматься своей «прямой специальностью» и не имеют свободного времени на просветительскую деятельность в среде возможных конкурентов.
Еще одним «слабым звеном» современных МВА программ стало отсутствие свежих данных о реальной ситуации на рынке и практических примеров успешной деятельности в современных условиях. Большинство бизнес-школ пренебрегали исследовательской работой, предпочитая тратить все ресурсы на преподавательскую деятельность. Впрочем, современный управленец не спешит делиться своими ноу-хау, рассчитывая на преимущества, которые он сможет получить в будущем при условии даже незначительного опережения конкурентов в настоящем. Кроме того бизнес школы оказались не готовы к появлению нового типа студентов – представителей малого и среднего бизнеса, для которых полноценный курс ЕМВА и МВА был непозволительной роскошью в докризисное время. Сегодня эти люди готовы платить за право «войти в элиту бизнеса». Однако в качестве учебного материала им предлагают устаревшие кейсы, основанные на примерах функционирования крупных корпораций.
Список проблем современного рынка бизнес-образования можно продолжать до бесконечности, но главная проблема отечественных школ бизнеса не в этом списке, а в желании «пересидеть плохие времена» и дождаться прежнего спроса на свои услуги – «потом, после кризиса». Не многие понимают, что один из основных курсов программ МВА – «Управление изменениями», пора применить к самой системе отечественного бизнес-образования.