- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Успех влияет на способности
Многочисленные исследования мозга человека позволили выявить закономерность между видоизменениями этого органа и получаемыми в течение жизни человека знаниями и опытом. Нейробиологи придумали для таких изменений особый термин – нейропластичность, но разобраться в сути этого явления и выявить природу таковой взаимосвязи не могли довольно длительное время.
Над разгадкой феномена работали лучшие нейробиологи мира, пока исследователям из Института обучения и памяти (являющимся подразделением знаменитого Массачусетского технологического института) не удалось уловить взаимосвязь между изменениями мозга человека и получаемыми знаниями и умениями. Оказалось, что первопричиной подобных трансформаций является общественное признание достижений индивидуума – тот самый успех, который сопутствует деятельности любого востребованного специалиста. Результаты исследования были представлены научной публике летом 2009 года, когда глава исследовательской группы - Эрл Миллер опубликовал эту информацию в авторитетном журнале Neuron.
Подобные заключения позволяют по-новому взглянуть на организацию учебного процесса. Опираясь на выводы господина Миллера можно совершенно по иному использовать термин «мотивация» и в учебном процессе, и в профессиональной деятельности. Впервые было доказано, что успех не только «окрыляет» и воодушевляет студента или работника, но и «делает» его разум более гибким и «острым».
Выводы группы Миллера были подтверждены опытным путем. В результате экспериментов была выявлена взаимосвязь между выполнением «правильных» (успешных) действий (подкрепляемых последующей стимуляцией) и состоянием коры головного мозга. Более того, эффект нейропластичности проявлялся с новой силой после выполнения каждого «успешного» действия. При этом «неудачное» действие подопытной особи не оказывало на работу мозга «обратного воздействия».
Ученые Института обучения и памяти сделали вывод о том, что «успешное» действие позволяет не только получить нужный опыт и знания, но и развивает «качество» мозга. Вместе с тем господин Миллер высказал мнение о благотворном влиянии не только «успешных», но и «провальных» действий. Согласно наблюдениям исследователя «успешные» действия способствуют развитию деловых качеств и интеллекта человека, однако анализ неудач востребован не в меньшей мере. Поэтому господин Миллер советует современным руководителям не пренебрегать и методикой «подчеркивания» успехов, и методикой «разбора полетов». Однако в последнем случае рекомендуется сосредоточиться не на поиске виновных в «провальном» результате, а на анализе действий, ставших причиной неудачи. С точки зрения ученого это решение будет наиболее верным.
В дальнейших планах исследователей из Института обучения и памяти МТИ находится целый ряд экспериментов, ориентированных на изучение работы мозга, занятого принятием решений в «деловых ситуациях». По мнению ученых, успешные эксперименты в этой области позволят организовать более эффективную работу по обучению и управлению человеческими ресурсами. Для этого планируется использовать особые приборы, контролирующие процессы, проистекающие в большем количестве участков мозга. Господин Миллер уже сообщил об этих планах в журнале The Scientist (осень 2009 года). И теперь все заинтересованные лица ожидают публикации результатов работы американского исследователя.