- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Совместное использование образовательных программ
Финансовые затруднения, которые стали испытывать многие российские компании, существенно ограничили бюджеты, выделяемые на обучение и переподготовку своих специалистов. Однако, глобальные изменения, спровоцированные кризисом и затронувшие все аспекты финансовой и административной деятельности, буквально навязывают отечественным корпорациям потребность в своевременном обучении своих сотрудников новым правилам «поведения» на рынке.
В результате такого конфликта финансовых возможностей и производственных потребностей большинство российских компаний приняли решение следовать компромиссному варианту – обучению сотрудников на бесплатных семинарах или проведению совместных образовательных мероприятий, ориентированных на подготовку специалистов сразу нескольких компаний.
Участники российского образовательного рынка приняли новые правила игры и предлагают отечественны бизнесменам множество мастер-классов и учебных модулей, ориентированных скорее на определенный класс специалистов, чем на нужды конкретной копании. Этот подход позволяет объединить в лекционной аудитории или на практическом занятии представителей сразу нескольких бизнес-структур. Помимо этого ноу-хау отечественные бизнес-школы стали практиковать использование в учебных программах и курсах повышения квалификации (или переподготовки) практику использования смешанных преподавательских групп. Отныне в каждую группу преподавателей входит не только представитель бизнес-школы, но и наиболее подготовленный и «толковый» сотрудник компании, способный поделиться своим опытом с остальными участниками образовательного проекта. Естественно, эффективность смешанных преподавательских групп возрастает «в разы» в случае участия в таковых группах сразу нескольких «толковых» специалистов из нескольких компаний.
Такая практика коллективного обучения соответствует актуальной идеи «совместного использования», позиционируемой в качестве идеального решения, способного быстро и эффективно решить проблемы подготовки квалифицированного персонала. Представители работодателей уже оценили простоту и доступность такого предложения. При этом концепция «совместного использования» уже перешагнула рамки оплаты образовательных программ «в складчину». Все чаще практикуется договоренность об обмене образовательных услуг на «аренду» высококвалифицированных сотрудников в качестве участников преподавательских групп или предоставление помещения в качестве площадки для проведения семинара или практического занятия.
Вместе с тем, эксперты отмечают, что идея коллективного обучения в рамках программ «совместного использования» востребована среди компаний пострадавших от кризиса. Такие участники подобных проектов озабочены проблемой выживания и готовы искать союзников даже в среде вчерашних конкурентов. Те компании, которые успели оправиться от последствий кризиса, предпочитают хранить в тайне свои идеи и разработки и не стремятся озвучивать их на общедоступных (в том числе и для конкурентов) семинарах или мастер классах. В связи с этим возникает резонное сомнение в эффективности учебных программ «совместного использования». В ответ на эти замечания сторонники идеи «совместного использования» образовательных ресурсов советуют более тщательно выбирать партнеров по образовательным проектам. Сторонники идеи коллективной подготовки специалистов предлагают реализовать модель Отраслевого учебного центра (или клуба, или сообщества), ориентированного на интересы скорее специалистов (менеджеров, руководителей и так далее), чем компаний или собственников бизнеса. Идеальной формой «совместной» подготовки в рамках таких Отраслевых центов станет круглый стол, использующий в качестве целевой аудитории специалистов, объединенных общими интересами. Как показывает практика, именно такие мероприятия собирают максимальную аудиторию и позволяют участникам ощутить максимальную отдачу.