- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Нужен ли аппликанту опыт работы?
Наличие у аппликанта практического опыта работы, связанного с будущей специализацией, позиционируется приемными комиссиями бизнес-школ, как большое преимущество, позволяющее увеличить шансы в конкурсном отборе абитуриентов.
Однако такие правила появились только в 90-е года прошлого века, абитуриенты бизнес школ 60-70-х годов могли попасть в число студентов МВА программы прямо со «школьной скамьи», имея «за душой» только диплом бакалавра.
Сегодня такая ситуация невозможна. Большинство бизнес-школ заблаговременно указывают в условиях приема требования к наличию опыта работы. Подобный подход позволяет увеличить рейтинг учебного заведения, но специалисты в области бизнес-образования еще не пришли к единому мнению по поводу влияния такого критерия отбора, как опыт работы на эффективность обучения студентов.
Сторонники включения в систему отбора абитуриентов параметра «опыт работы» утверждают, что аппликанту с опытом легче усваивать учебный материал. Кроме того, «опытный» студент может дополнить своими знаниями лекционный и практический материал, что скажется на успеваемости, как самого студента, так и всех слушателей программы (при условии, что у «опытного» учащегося возникнет желание поделиться своими навыками). Помимо прочего приводится и такой «убойный» довод, как отсутствие проблем с последующим трудоустройством аппликанта у которого уже имелся (до поступления в бизнес школу) опыт практической работы.
Противники отбора аппликантов по наличию параметра «опыт работы» высказывают иное мнение. С их точки зрения наличие в условиях приема обязательного пункта «опыт работы» лишает аудиторию бизнес школ большого количества талантливых абитуриентов, не имеющих 5-ти лет «трудового стажа», а если учесть, что средний возраст абитуриентов МВА школ – 27-28 лет, то можно говорить о возникновении большой проблемы, связанной именно с критерием «опыт работы». Современный рынок труда не простит 2-х лет отсутствия, даже по уважительной причине – обучению в бизнес-школе, еще вчера востребованного специалиста. Современная индустрия развивается стремительными темпами. Если специалист позволит себе «выпасть» из общего потока на два года, то последствия будут катастрофическими – в лучшем случае он потеряет зарплату, а в худшем – карьерные перспективы.
Следует отметить, что большинство бизнес школ учитывают эти негативные последствия и предлагают «опытным» аппликантам обучение в рамках программы Part-Time MBA, которое позволяет совместить работу и учебу в бизнес-школе. От такого решения выигрывают все: студент получает и новые знания, и возможность немедленно применить их на практике, работодатель – получает новые идеи и свежий взгляд, позволяющий решить на застаревшие проблемы, а бизнес-школа получает еще одного перспективного студента, который может продемонстрировать впечатляющий результат, способный оказать влияние на рейтинг учебного заведения.
Помимо использования программ Part-Time MBA практикуется и снижение требований по критерию «опыт работы». Многие учебные заведения готовы принимать аппликантов и с 3-х и с 2-х годичным опытом. К этому решению приемные комиссии подтолкнула популярность МВА образования среди женщин. Сегодня «слабый пол» составляет от 33 до 38 процентов студентов МВА школ.
Молодые люди не желают ждать 30-ти летнего возраста для реализации планов поступления в бизнес-школу. Большинство из них предполагает к этому времени закончить «образовательный» период своей жизни и заниматься карьерой и семьей. По мнению большинства экспертов, администрации бизнес школ должны пересмотреть свою политику относительно ограничений, связанных с наличием у аппликантов практического опыта работы. В противном случае система бизнес-образования рискует потерять значительную аудиторию потенциальных абитуриентов.