- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Как научить ребенка делать домашние задания?
Ваш ребенок уже ходит в школу, но первоклассников не сильно загружают домашними заданиями, поэтому особых трудностей в этот период не вы, не ваш ребенок не ощутили.
Но во втором, третьем классе нагрузки возрастают в геометрической прогрессии, а, значит, имеет смысл подготовиться к ним заранее. Большинство родителей обязательно помогают своим чадам, но степень помощи бывает разной: некоторый только контролируют процесс, а иные – выполнят все задания вместе с ребенком, не отходя от него не на шаг. Немногим детям нравится заниматься уроками, тем более, дома. Для того чтобы этот процесс все-таки продвигался, родители используют самые различные методы: объяснения, уговоры, подарки, угрозы обещания и наказания.
Но, давайте, все-таки разберемся: почему у детей возникает нежелание готовить уроки (чтобы лучше понять ребенка, попытайтесь вспомнить свои школьные «заморочки»).
В школе дети находятся в напряжении: вчера проводили опрос, сегодня писали тесты, завтра предстоит контрольная, а еще надо сдать рисунок, рассказать стихотворение, пробежать «стометровку»… Когда ученик приходит домой, он мечтает сбросить с плеч все эти заботы и отдохнуть. Но и здесь бдительные родители целый вечер не спускают глаз, пока все домашние задания не будут готовы. Где же ребенку тогда расслабиться?
Необходимо найти оптимальный подход к процессу выполнения уроков, чтобы негативные эмоции свести к минимуму.
Составьте план выполнения домашних заданий.
Многим детям, которые привыкли в школе к урокам «по звонку», помогает расписание, где четко определено время, когда надо приниматься за работу. Это может быть сразу после возвращения из школы, или после прогулки, или после ужина – решите это совместно с ребенком. Важно строго соблюдать утвержденный режим, что впоследствии избавит вас и вашего ученика от лишних пререканий. В течение отведенного времени ничто не должно отвлекать ребенка (телефонные звонки, мультики и др.), словно он находится в школе на уроке.
Установите очередность выполнения.
Знакомый вопрос: с чего начать? Некоторые предпочитаю сделать письменные уроки, а потом приступить к чтению устных заданий. Можно быстренько выполнить все легкие, а потом «пыхтеть» над оставшимися трудными задачами, зная, что остальные уроки уже готовы. Еще один вариант – делать «домашку» в той последовательности, в которой уроки располагаются в расписании на завтрашний день. В любом случая, устанавливать очередность нужно для каждого ребенка индивидуально, учитывая его характер и способности.
Не сидите над душой!
Не думайте, что без вашего присутствия ребенок перестанет писать или читать. Сначала, вам кажется, что так вы помогаете ребенку: он в любой момент может обратиться к вам за советом. Проходит время, и вы попадаете в зависимость: многие дети перестают работать, когда родитель отходит от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это очень вредная «привязанность», ведь в школе над каждым не стоят учителя. Пусть ваш ребенок начнет делать все самостоятельно, не волнуйтесь, если ему нужна будет помощь – он к вам обратится. Проверяйте готовые уроки.
Многие дети очень волнуются, что принесут в школу работу с ошибками или забудут что-то сделать. Проверяя выполненные домашние задания, вы успокоите себя и придадите уверенность ученику. У ребенка будет чувство завершенности, а вы убедитесь, что он усвоил пройденный материал и завтра будет готов «впитывать» новые знания. Сначала возьмитесь проверять те уроки, которые сделаны правильно, похвалите исполнителя, отметьте то, что он справился с заданием сам и без ошибок. Это будет прекрасным стимулом для ребенка и придаст ему уверенность в собственных силах. А те задания, где обнаружатся ошибки, предложите ученику самому их найти и исправить. Ребенок должен попытаться, ведь ему захочется подтвердить свое умение работать самостоятельно, а вы можете его только слегка направить. Если вашему школьнику трудно выполнить сразу все целиком, а потом смочь найти допущенные ошибки, разбейте задание на части и проверяйте поэтапно. Положительная сторона такого подхода еще и в том, что когда ошибка обнаружится сразу, то не придется переделывать все задание.
Домашние занятия не могут длиться весь вечер.
Когда ребенок сидит над домашним заданием несколько часов подряд, он, конечно, устанет и это скажется на качестве выполнения уроков. Если видите, что какая-то задачка не дается ему сейчас, то предложите сделать перерыв или сменить предмет – пусть пока прочитает задания по литературе, а после можно вернуться к математике.
Почему же происходит затягивание времени, отведенного на приготовление уроков?
Во-первых: выясните, насколько хорошо ребенок понял новый материал, пройденный в школе. Во-вторых: он может просто тянуть время и ждать, что вы, в конце концов, не выдержите и сделаете уроки вместе с ним (или за него). Но немало случаев, когда ребенку тяжело дается обучение в целом и он не состоянии справиться с таким объемом заданий. Тогда вам придется посоветоваться с педагогом или обратиться за помощью к репетитору.
Терпения вам, дорогие родители, и успехов в учебе вашим деткам!