Показать/скрыть
- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Правила оформления иллюстрационных материалов курсовой работы
В структуру большинства курсовых работ и проектов, помимо текстовой части, входит иллюстрационный материал, позволяющий более детально и наглядно раскрыть этапы решения задачи, обозначенной в теме письменной работы, или же визуализировать результат изысканий студента.


К иллюстрационному материалу курсовой работы можно отнести следующие разновидности графических документов:
- Сопроводительный рисунок или иллюстрация. Данная часть иллюстрационного материала отображается в текстовой части курсовой работы, за исключением особо габаритных рисунков, включенных в раздел «Приложение». При оформлении пояснительной записки автор обязан учесть, что сопроводительный рисунок может привлечь внимание читателей курсовой работы, которые, возможно, пожелают подробнее рассмотреть изображение. Поэтому любая иллюстрация должна гармонично вписываться в текст и формат курсовой работы. Согласно академическим каноном все иллюстрации должны иметь нумерацию, в которой используются только арабские цифры. В тексте работы должна присутствовать соответствующая ссылка, указывающая на соответствующую иллюстрацию. Необходимо отметить, что сопроводительный рисунок может располагаться не только в тексте пояснительной записки, но и занимать в ней отдельную страницу.
- Таблицы. Эта часть пояснительной записки курсовой работы содержит результаты расчетов или анализа цифрового материала. Любая таблица обязана иметь соответствующий заголовок, который позволяет увязать цифровой материал с текстовой частью и отображает суть содержания таблицы. Данный элемент служит логическим мостиком между текстовой и цифровой частью материала курсовой работы. Кроме основного заголовка таблица может иметь особый подзаголовок. В случае несоответствия размера таблицы формату стандартного листа пояснительной записки (А4), ее (таблицу) делят на несколько частей и переносят на следующий лист курсовой работы или располагают под первой частью соответствующей таблицы. При этом заголовок пишется только над первой частью. Таблицы, так же, как иллюстрации, имеют особую нумерацию (проставляемую арабскими цифрами). Все цифровые денные, упомянутые в таблице, обязаны иметь указание относительно величин их измерения. Если таблицу наполняют одинаковые физические величины, то их тип обязательно указывают в заголовке.
- Диаграммы и графики. Эти элементы иллюстрационного материала развивают идею визуализации цифровых данных курсовой работы. И диаграмма, и график позволяют представить численные величины в виде геометрических объектов. Существуют четыре основных способа визуализации табличных данных:
- объемные диаграммы,
- линейные диаграммы,
- точечные диаграммы,
- плоскостные диаграммы. - Схемы. Под схемами понимаются графические документы, которые отображают при помощи особых, общепринятых обозначений, как отдельные элементы существующего устройства или системы, так и способы взаимодействия этих элементов и прослеживаемую между ними взаимосвязь. Схемы создаются на основе стандартных правил, регламентирующих визуализацию условных обозначений. Помимо графической информации, схемы могут наполняться текстовой частью, отображающей основные технические данные или характеристики устройства или системы. Существует три разновидности схем:
- принципиальная схема,
- структурная схема,
- функциональная схема. - Чертежи. Этот раздел иллюстрационного материала принято относить к графической части курсовой работы (проекта). По академическим правилам чертежи имеют отношение к конструкторской документации и правила их оформления регламентируются жесткими требованиями соответствующих ГОСТов. В отличие от рисунков или схем чертеж является более регламентируемым документом, поскольку, буквально все элементы, используемые при его построении, имеют особые правила отображения и применения. Жесткие требования выдвигаются и к текстовым обозначениям на чертеже (они должны соответствовать особому ГОСТ - 2.304-81), и выбранному масштабу (ГОСТ 2.302-68), и даже к формату чертежного листа (ГОСТ 2.301-68). Большинство студентов отмечают, что подобные нюансы и делают чертежи самой сложной частью курсовой работы.