- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Перспективы бизнес-образования в российских MBA школах
Точность предсказания любого события из нашего будущего всегда вызывает сомнение у разумных людей. Однако хороший аналитик может, опираясь на чутье и знания сегодняшней ситуации, предугадать дальнейшие перспективы развития той или иной отрасли. Именн
Точность предсказания любого события из нашего будущего всегда вызывает сомнение у разумных людей. Однако хороший аналитик может, опираясь на чутье и знания сегодняшней ситуации, предугадать дальнейшие перспективы развития той или иной отрасли. Именно на таком подходе к прогнозам относительно будущего МВА школ основаны выводы большинства современных специалистов российской системы бизнес образования.
Среди мнений, которые высказывают авторитетные ученые, относящиеся к отечественной системе МВА образования, наметилось несколько основных вариантов дальнейшего развития российской бизнес-школы.
- Во-первых, большинство аналитиков тяготеет к модели построения учебного процесса в МВА школе «под нужды корпораций». Эта идея уже не нова, однако, как показывает опросы в бизнес среде, имеет своих сторонников и среди преподавателей бизнес школ России, и среди руководителей или собственников крупных отечественных концернов. Сторонники этого пути развития системы МВА образования приводят в пример всеобщее укрупнение производственных процессов и экономических отношений. По их мнению «перестройка» процесса обучения согласно потребностям глобального капитала позволит вывести систему МВА образования на новый уровень развития.
- Во-вторых, ту часть студентов, которые не принадлежат к настоящим или будущим сотрудникам мега корпораций следует обучать в тех же условиях, но с возможностью индивидуального подбора особых курсов или предметов, позволяющих направить учебный процесс в персонифицированном под нужды студента направлении. На сегодня в таком образовании нуждаются от 60 до 70 процентов учащихся МВА школ, а показатели количества подобных специальных курсов или специализаций у отечественных бизнес школ - лучшие в Европе. Например, только в ВШМБ АНХ преподают более 100 таких персонифицированных курсов.
- В-третьих, представители делового мира ждут от системы МВА образования не только хорошо подготовленных специалистов, но и ответственности за будущее мировой экономики, которое во многом зависит от правил игры, устанавливаемых таковыми специалистами. Академические круги сопротивляются этой тенденции развития, апеллируя к тому, что они не могут и не должны контролировать последующую деятельность своих питомцев. Однако жесткого контроля над деятельностью менеджеров от МВА школ и не требуют. Все, что нужно современному обществу – следование некоторым моральным принципам при осуществлении деятельности бизнесмена и управленца, и осознание меры социальной ответственности бизнесмена перед обществом.
- В-четвертых, современной экономике, оказавшейся в сложной ситуации, нужны не «шаблонные» топ-менеджеры, заучившие набор устаревших истин, а настоящие творческие личности, способные, опираясь на базу полученных знаний, привнести свой вклад в процесс «оздоровления» современной экономики.
- В-пятых, система МВА образования существует с начала двадцатого века, однако еще ни разу не смогла выпустить специалистов, способных предотвратить или смягчить кризисные явления в экономике. Современным МВА школам следует больше внимания уделять развитию талантов кризис-менеджера у своих выпускников. В идеале будущие дипломированные Мастера делового администрирования должны не только знать все причины, повлиявшие на сегодняшний кризис, но и уметь прогнозировать появление причин следующих опасных ситуаций в общемировой экономике.