- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Курсовая работа или курсовой проект?
Как показывает практика, заказчики часто путаются в терминологии и не могут сразу же объяснить, что же они хотели заказать – курсовую работу или курсовой проект. Для обычного студента, впервые столкнувшегося с подобными письменными работами, разница между работой и проектом еще не заметна. Однако «опытным» студентам хорошо известно, чем отличается курсовая работа от курсового проекта.
Если рассматривать термин «курсовая работа» с точки зрения учебного процесса любого ВУЗа, то можно утверждать, что это научно-методическая письменная работа, целью которой является развитие творческих навыков, ознакомление с основами научных изысканий и детальное изучение одного из вопросов, связанных с изучаемыми предметами. Курсовая работа затрагивает либо узкоспециализированные, либо общенаучные направления, связанные с будущей специализацией студента. Этот тип письменных работ широко распространен в программе «гуманитарных» специализаций – педагогики, юриспруденции, экономики и прочих «не технических» кафедрах.
Сложность заданий, выносимых в заглавие курсовой работы, увеличивается по мере становления будущего специалиста. Курсовые работы, задаваемые студентам третьего (несколько реже второго) курсов имеют так называемый «рефератный» характер. Выпускники и студенты старших курсов выполняют курсовые работы в исследовательском ключе. Тему курсовой работы утверждает кафедра, однако, разумная инициатива студента всегда приветствуется большинством преподавателей.
По своей структуре курсовая работа делится на несколько взаимосвязанных частей. Классические каноны выполнения письменных научных работ требуют от учащегося соблюдения следующей очередности: - содержание - введение - основные главы - заключение - список используемой литературы. Изредка к этим пунктам добавляется раздел «Приложения», который заполняется иллюстрациями, таблицами и диаграммами. Чаще всего эти элементы визуализации арифметических или аналитических выкладок находят свое место в тексте основных глав или заключения.
Объемы готовой курсовой работы могут колебаться в пределах от 30 до 50 листов. Защиту готового материала проводят на кафедре.
Под термином «курсовой проект» в современном учебном процессе понимается письменная работа, которая выполняется студентом на протяжении семестра и содержит технический анализ определенного варианта инженерного решения по заданной в заглавии курсового проекта теме. Кроме технической составляющей в курсовом проекте часто встречается и экономическая часть, ориентированная на анализ эффекта от внедрения или разработки выполненного инженерного расчета или относящаяся к организации процесса управления производством. Каждый курсовой проект строго индивидуален и ориентирован на развитие у студента определенной части профессиональных навыков и умения творчески решать практические задачи, относящиеся к выбранной специализации. Как правило, в течение всего периода обучения выполняется от четырех до пяти курсовых проектов.
Курсовой проект в обязательном порядке состоит из текстовой и графической части. Текстовая часть включает в себя объяснительную записку, которая заполнена не только теоретическими выкладками, но и проведенными расчетами и вычислениями. Графическая часть состоит из чертежей, схем и таблиц. Примерный объем стандартного курсового проекта – до 30-40 страниц текстовой части и от 2 до 4 листов чертежей (как правило, в формате А 1). Текстовая часть выполняется по стандартным правилам, соблюдая «классическую» цепочку: содержание – введение - основные главы – заключение – список литературы. Однако в разделе «основные главы» в обязательном порядке существует «расчетная часть.
Кроме текстов и чертежей в состав курсового проекта могут включаться «материальные результаты» в виде макетов или моделей итогов проектирования. Однако в нынешних ВУЗах не принято требовать «материальные результаты» в обязательном порядке.