- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Влияние финансового кризиса на содержание учебных программ МБА школ
Кризисные явления в мировой экономики оказали значительное воздействие на содержание учебных программ ведущих бизнес школ мира. Во многих учебных заведения появились новые дисциплины. Например, известная школа Chicago Booth включила в учебный план предметы «Финансовые кризисы: аналитика», «Фирма и нерыночные факторы» и «
Введение в финансы: бизнес, политика и этика». Данные курсы ориентированы на изучение опыта управления бизнес процессами во время кризисных явлений в экономике, причем в качестве примеров рассматривается не только современная ситуация, но и «дела давно минувших дней».
Подобные программы появились в учебном процессе представителей европейских школ бизнеса, таких как Tuck School of Business at Dartmouth и HEC-Paris. При этом программа школы Tuck делает особый упор на изучение способов государственного регулирования бизнес процессов. Кроме этого, в программу Tuck School of Business at Dartmouth вошел обновленный курс управления финансовыми рисками. Программа французской школы бизнеса HEC-Paris, помимо данных предметов, содержит особый курс этики ведения бизнеса. Основной задачей данного курса является оценка бизнес процессов не только с точки зрения финансовой эффективности, но и с позиции соблюдения общественных интересов.
Современные студенты бизнес школ не доверяют устаревшим в условиях кризиса учебным программам. Будущим лидерам «новой экономики» наиболее интересен опыт тех финансовых структур, которые устояли по давление нынешнего кризиса. Для этого в учебный процесс большинства мировых бизнес школ включают специализированные курсы по изучению развивающихся рынков. Согласно исследованиям International Financial Services London, влияние последнего финансового кризиса на экономики некоторых развивающихся стран было минимально. Большинство МБА школ тщательно изучают опыт работы компаний ведущих бизнес в условиях неструктурированного рынка. Например, известная школа GSBA Zurich объявила о внедрении специальной программы для руководителей и собственников компаний, которая базируется на материалах собранных в России, Южной Африке и Азии. И такой пример не единичен – Fuqua, Thunderbird и Duke объявили о наборе слушателей на выездные модули, которые пройдут в России, Индии и других странах.
Еще одним направлением обновления учебного процесса программ МБА является привлечение опыта компаний, строящих бизнес отношения по законам шариата. Как показала практика, наименьший удар в условиях кризиса испытала именно исламская финансовая система. Опыт восточных финансовых институтов уже включен в программы таких учебных заведений, как Manchester Business School, Erasmus и Reims Management School. Среди российских МБА школ первопроходцем в этой области является Московская международная высшая школа бизнеса "МИРБИС".
Попытки переосмыслить содержание учебных программ бизнес школ привели к переоценке некоторых методов реализации учебного процесса. Среди преподавателей и студентов МБА школ бытует мнение о несоответствии современным реалиям устаревших кейс методов. Печальный опыт деятельности Lehman Brothers не устраивает современных студентов даже в качестве поучительного примера. Преподаватели видят выход из сложившейся ситуации в гармоничном объединении исследовательских семинаров, лекций и проектной работы. Кроме этого, ведется активный поиск новых, более эффективных учебных программ. Одной их таковых методик, является совместная реализация реального проекта в учебных целях. На данный момент такой подход к учебному процессу использует российская «Высшая школа международного бизнеса» Академии народного хозяйства. Переход от кейс-программ к «симуляторам» и работе над реальными проектами, наблюдается в учебном процессе у всех МБА школ в мире.