- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Существует ли справедливый рейнтинг МБА школ?
Недавняя попытка журнала "Секрет фирмы" создать еще один рейтинг отечественных школ МБА закончилась очередным скандалом. Большинство учебных заведений, предлагающих освоить специальность «Мастер делового администрирования», выразили недовольство, как своим положением в рейтинге, так и методами оценки, на основе которых он составлялся.
Представители бизнес школ обвинили журналистов в необъективности. Звучало мнение о том, что места распределили «согласно купленным билетам». В ответ на все нападки журналисты указывали на массу вскрытых недостатков отечественной системы МБА образования и давали ссылки на передовой зарубежный опыт. Словом, последовавшая за публикацией дискуссия оказалась гораздо интереснее самого рейтинга. Особую пикантность положению придавала репутация журнала "Секрет фирмы" – одного из авторитетнейших изданий в области бизнеса.
В итоге у журналистов сложилось мнение, что большинство отечественных бизнес - школ не могут предоставить в открытую печать полного объема данных о себе и своих выпускниках. Большинство дипломированных МБА специалистов не желают делиться с общественностью подробностями карьерного роста и степенью увеличения уровня доходов после окончания бизнес школ. При этом на основе именно этой информации и складывается рейтинг учебных заведений в Америке и Европе. Журналисты отметают предположение о наличии «купленных мест» в рейтинге. По мнению прессы, рейтинг необходим всем абитуриентам МБА школ. Отсутствие такой информации затруднит процесс выбора наиболее подходящего учебного заведения.
Последний рейтинг журнала "Секрет фирмы" составлялся согласно той информации, которую согласились представить выпускники отечественных бизнес школ. Для этого им была предложена специальная анкета. Следует отметить высокий профессионализм авторов опросного листа, которые сумели избежать прямых вопросов об уровне доходов, столь пугающих отечественных респондентов. Вместо этого участники опроса могли сообщить о наличии положительных или отрицательных изменений в темпах прироста дохода и указать динамику собственного карьерного роста. Опросный лист давал возможность высказать свое мнение об уровне качества учебного процесса в отечественных МБА школах. В качестве сторонней информации журналисты использовали только один критерий – стоимость обучения.
В итоге рейтинг журнала "Секрет фирмы" в качестве основного критерия использовал степень удовлетворенности выпускника полученными знаниями. При этом журналисты согласны с тем, что этот показатель не может быть единственным критерием качества образования. Однако других мерил качества учебного процесса, которыми готовы поделится и выпускники и МБА школы, на сегодня нет.
Складывается парадоксальная ситуация – с одной стороны буквально все отечественные МБА школы настаивают на разработке «справедливой» системы оценки качества образования, проводят круглые столы и устраивают пресс-конференции. С другой стороны – РАБО прямо говорит о внедрении моратория на проведение рейтингов до определения наиболее эффективной методики. При этом каждая МБА школа предлагает в качестве «наиболее эффективных критериев» только «сильную сторону» своего учебного процесса. С точки зрения объективности позиция определения эффективности согласно мнению выпускников учебных заведений является более предпочтительной, чем все предложения РАБО.
Именно по такому пути следуют составители наиболее престижных МБА рейтингов - Financial Times и Wall Street Journal. Методика их работы проста и представляет собой обычное анкетирование выпускников МБА школ, получивших диплом за последние три года. При этом большинство респондентов указывает реальную динамику текущих доходов. По мнению американских специалистов - без этого показателя невозможно определить настоящий рейтинг МБА школы.