- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Двухступенчатая система высшего образования: бакалавриат и магистратура
Сейчас в российских вузах в рамках Болонского процесса действует двухступенчатая система высшего профессионального образования. Как и у любой другой системы, у нее есть свои особенности, a также сильные и слабые стороны. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.
Бакалавриат является первой ступенью двухступенчатого высшего образования. Обучение на бакалавриате длится четыре года и осуществляется по базовым направлениям без специализации.
Второй ступенью является магистратура. Обучение в магистратуре длится два года и направлено на углубленное изучение определенной узкой тематики, включает в себя множество практических занятий и подразумевает большое количество самостоятельной работы.
Выпускная квалификационная работа магистра значительно отличается по уровню сложности от работы бакалавра и зачастую представляет собой полноценное исследование с серьезными выводами и разработкой практических рекомендаций, программ и решений по изучаемой теме.
Основным плюсом двухуровневого высшего образования, несомненно, является то, что после четырехлетнего обучения, успешной сдачи экзаменов и получения диплома бакалавра, выпускник может продолжить обучение в магистратуре по совершенно другому направлению. Это важно для тех, кто в процессе обучения на первой ступени понял, что выбранная деятельность ему не очень подходит, или же хочет попробовать себя в новом направлении.
Степень бакалавра позволяет выпускнику начать работу по полученной специальности и уже в процессе практической деятельности решить, стоит ли ему продолжать обучение, и если стоит, то имеется ли необходимость менять направление или лучше углубить знания в своей области.
Фактически же многие бакалавры сразу после завершения обучения на бакалавриате идут поступать в магистратуру, чтобы быстрее получить более высокую степень и больше не возвращаться к учебе. Такой вариант в целом неплох и тоже имеет полное право на существование, но остается вероятность того, что уже после окончания магистратуры и начала работы по специальности у человека возникнет осознанное желание изменить род деятельности и потребуется переквалификация.
Среди некоторых работодателей, к сожалению, до сих пор распространен стереотип, согласно которому бакалавриат воспринимается как неполное и неполноценное высшее образование. Однако другие работодатели обращают внимание лишь на сам факт наличия диплома вуза и делают ставку на практические навыки и личностные особенности человека. Также стоит отметить, что в некоторых компаниях, особенно крупных, функционирует собственная система обучения персонала.
Если на бакалавриате студент обучался по очной форме обучения, то в магистратуре он может выбрать заочную форму, чтобы иметь возможность совмещать учебу с работой.
Сложность, пожалуй, состоит в том, что бакалавр, желающий продолжить обучение в магистратуре, снова становится абитуриентом, т.е. для поступления в магистратуру ему нужно снова подавать документы в вуз, проходить собеседование и сдавать экзамены. Хотя с другой стороны такой поэтапный отбор студентов позволяет сделать обучение в магистратуре более углубленным и индивидуально ориентированным, не усредненным, как в случае со специалистом, поскольку и группы в магистратуре меньше, и учатся там уже люди с определенной подготовкой, a не вчерашние школьники, и обучение строится несколько по-другому.
Двухступенчатая система высшего образования является вполне логичным и хорошо продуманным способом организации образовательного процесса. И ознакомившись с ее спецификой, каждый студент может самостоятельно планировать свое обучение, учитывая собственные потребности и пожелания.