- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Научная проблема в диссертации
Сложная задача стоит перед аспирантом, когда необходимо найти крупную научную проблему и сформулировать ее как можно понятнее. Один абзац текста может выполняться очень долго, и предела совершенству нет. Тем более, что с первой попытки, с наскока, научная проблема может быть сформулирована неясно или не в полном объеме.
Удивительно, но точная формулировка проблемы появляется ближе к защите диссертации, когда уже весь объем работ выполнен. Однако в начале диссертационного исследования следует обязательно обозначить начальную проблему, даже если она в процессе выполнения работы будет трансформироваться.
К постановке проблемы необходимо подходить с позиции системности. То есть внимательно и скрупулезно проанализировать все возможные материалы по теме исследования и пути их решения, хотя бы теоретические. Такое рассмотрение объекта исследования и все, что с ним связано, позволит сформулировать системный предмет и, соответственно, сформулировать задачу, которую без сомнения можно назвать крупной.
Сам термин "научная проблема" имеет несколько трактовок. Можно рассматривать его как установленное противоречие, возникающее между неизвестным и известным, от разрешения которого зависит развитие дисциплины или отрасли науки. Формулировка проблемы помогает определить направление научного исследования диссертации. Она имеет возможность указывать на неизвестное направление и призывает диссертанта изучить ее и решить.
Постановка научной проблемы предполагает выполнение этапов:
- Выявление потребности в постановке научной проблемы. Этот этап полностью зависит от личных качеств диссертанта. Если он решил стать кандидатом наук, то проблема для исследования обязательно найдется. В этом может помочь обычное наблюдение. Не все кандидаты наук родились с постановкой проблемы в голове, но для каждого из них нашлась мало изученная область науки. Плюс к этому, каждый, кто поставил перед собой цель, обязательно ее добился.
- Определение актуальность проблемы. Традиционно актуальность формируется из потребностей практики и может определиться логикой развития науки. Если время пришло, то появятся и необходимые средства, методы для развития отрасли науки.
- В процессе участия в научных конференциях или подготовки научных статей, может обнаружиться тема, которая действительно заслуживает внимания, и будет пользоваться спросом. Если легко определяется научная новизна и без проблем определяется цель исследования, то можно смело приступать к написанию диссертации.
- Если работа связана с разработкой нового устройства, то, возможно, именно этот факт может способствовать определению проблемы, для ее практического решения и внедрения.
- Определение ядра научной проблемы и научной новизны. Этот этап считается ключевым, от которого зависит смысл выполнения диссертационного исследования. Например, если соискатель проводит лабораторные испытания, и устанавливается необычное явление, которое связано, к примеру, с увеличением физической величины, интенсивности излучения, силы, то, выяснив причину, почему произошло это явление, можно выйти на научную новизну работы и пояснить, что она была доказана экспериментально. Ошибочное предположение, что новое устройство было получено в результате использования известного математического аппарата или методов. В этом случае, вряд ли можно сказать о научной новизне. В случае разработки нового метода расчета, тогда его можно было использовать в качестве доказательной базы, и метод вошел бы в научную новизну работы.
- Расширение рамок предмета исследования. Цель этапа заключается в приближении границ предмета исследования, объекта, методов. Важно определить смежные области с предметом исследования.
- Формулировка научной проблемы. После того, как выполнены все этапы, правильно определить проблему не составит труда.