- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Методика написания диссертации
Всегда сложно начинать что-то с нуля, в том числе и научный труд. Для начинающего автора может вызвать затруднение использовать факты и объяснить их значение. Главная трудность может состоять в логичном изложении материала. Очень сложно ничего не упустить, не повториться и не использовать уже существующих данных.
В научном исследовании очень важно ничего не упустить из виду. Обращая внимание на ключевые вопросы, нельзя забывать о косвенных фактах, которые изначально могут показаться малозначительными. Порой, именно незначительные детали могут повлиять на важные открытия. При написании диссертации недостаточно установить научный факт, необходимо дать ему теоретическое и практическое объяснение.
В процессе подготовки диссертации необходимо накопление научных фактов, которое представляет собой творческий процесс, где в основе всего лежит замысел аспиранта. Самый важный момент в написании диссертации — идея. Отличие идеи от других форм мышления заключается в том, что в ней содержится не только объект исследования, но и основные цели, практическое преобразование действительности. Идеи могут рождаться из практики, в процессе наблюдения за деятельностью и исходя из потребностей. Основу идеи составляют реальные события и факты. Процессом научного исследования является развитие идеи до стадии разрешения задачи.
Научное исследование выполняется в определенной последовательности:
- Определение актуальности темы. Это самый первый этап выполнения диссертации. Конечный результат работы зависит от умения автора выбрать тему и оценить ее с точки зрения современности и значимости для науки. Определение актуальности не должно быть объемным. Нет никакой необходимости подходить издалека и постепенно развивать мысль. Достаточно выявить суть проблемы, в результате чего будет понятна и актуальность.
- Поиск проблемы. Проблема в научной деятельности возникает в тот момент, когда существующее знание было признано несостоятельным, а новое знание пока не приобрело необходимые формы. Можно сказать, что проблема — это противоречивая ситуация, которая нуждается в разрешении. Это происходит в период обнаружения новых фактов, которые не могут уложиться в существующее теоретическое представление. Поэтому правильная постановка проблемы имеет значение, поскольку показывает умение аспиранта выделять главное от второстепенного.
- Постановка цели и задач для ее разрешения. Обычно этот шаг выполняется по пунктам с учетом, что решение задач будет являться содержание глав и параграфов диссертации.
- Определение объекта и постановка предмета исследования. Здесь важно не перепутать, что является объектом, а что предметом исследования. Объект представляет собой явление или процесс, который порождает проблемную ситуацию. Предмет обычно находится в границах объекта исследования.
- Определение метода исследования. Важный этап, поскольку выбирается инструмент для достижения поставленной цели.
- Описание хода проведения исследования. Собственно происходит написания основного текста диссертации, где описывается процесс исследования, используемые методы, логические законы.
- Обсуждение полученных результатов. Осуществляется на заседании кафедры или ученом совете, где определяется научная новизна полученных результатов и дается оценка теоретической и практической важности диссертации.
- Получение результатов и формулировка выводов. Важный этап, поскольку происходит оценка полученных данных и определение практической значимости.