- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Цель диссертации
Цель диссертации диктует направление исследование, согласно которому раскрывается тема. Цель представляет собой конечный результат исследований, то, к чему аспирант должен придти в итоге.
Обычно цель диссертации созвучна с темой, это может исследование процесса, анализ характеристик, выявление закономерности. Но формулировка цели должна начинаться со слов: разработать, выявить, установить, обосновать.
Традиционно цель формулируется на основе проблемы и сформулированного объекта и предмета исследования. Порой члены диссертационного совета утверждают, что постановка цели осуществляется до определения объекта исследования, но это неверное суждение. Цель можно поставить на конкретном объекте и предмете. Вряд ли бухгалтер сможет сформировать годовой отчет, если не имеет на руках документов. Тогда цель должна определяться как смысл исследования, который вытекает из поставленной проблемы.
Очень часто в диссертациях цель определяется, как «решить проблему», но такая постановка вопроса предполагает, что исследование проблемы уже исчерпано и после проведения исследования другим ученым уже нечего будет делать. Но, если говорить о педагогике, что вряд ли можно взять на себя смелость и утверждать, что проблема исчерпана. Можно предположить, что в рамках исследования, проблема найдет решение. Именно поэтому цель исследования в диссертациях формулируется в сжатом виде.
Если обратить внимание на многие диссертации, которые были защищены в разное время и в разных советах, то формулировка цели не отличается разнообразием фраз и сводится, чаще всего, к следующему: разработка методических основ; выявление закономерности; обоснование форм; разработка средств. Получается, что формулировки весьма небогаты, но это не значит, что их нельзя использовать, а обязательно разрабатывать что-то свое. Если диссертационное исследование посвящено развитию какого-либо направления, то цель формулируется: проанализировать теоретические основы и практический опыт и определить его значение для развития науки.
Однако неправильно сформулированная цель может сыграть плохую шутку на защите. Многие диссертационные советы не приемлют употребление слова «пути», которое аспиранты очень часто используют в формулировках цели, например: обосновать пути улучшения деятельности. В данном случае значение слова «путь» свидится к определению направления деятельности, но именно в этом и содержится неопределенность суждений, так как возникает мысль, что диссертант сам пока не понимает, к каким результатам приведет исследование.
Очень часто случает некорректная формулировка цели, когда научная цель заменяется практической. Например, формулировка цели «совершенствование провеса производства» — это не цель исследования. Конечно, полученные результаты можно использовать в практической деятельности, но это не будет являться целью диссертационного исследования.
Таким образом, цель диссертации направлена на решение проблемы, которая является основой предмета исследования, который в свою очередь находится в границах объекта исследования, что гарантирует получение новых результатов. Учитывая системный подход, критерии оценки формулировок могут выступать: реализуемость, эффективность, измеримость, гибкость. То есть цель ориентирована на удовлетворение потребности, в соответствие с которой и осуществляется решение задачи, если речь идет о кандидатской диссертации или происходит теоретическое обоснование и решение научной проблемы, если речь идет о докторской диссертации.