- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Диссертация в виде опубликованного учебника
Полученные результаты исследования в процессе подготовки диссертации, могут быть оформлены в учебнике, который может использоваться в практической деятельности. Учебник представляет собой книгу, которая может быть использована студентами для лучшего восприятия информации по предмету.
Создание учебника требует определение роли дисциплины в процессе обучения:
? Определяется объем знаний, который должен быть усвоен в течение всего курса. Также формулируются темы вопросов и разделов для изучения.
? Выявляются знания, полученные студентами от изучения других предметов для определения степени развития материала.
? Определяется логическое изложение материала и создания основы для получения определенных навыков в процессе изучения курса.
? Обосновывается структура учебника и материал представляется в виде глав и параграфов.
? Подготавливается проспекты учебника.
? азрабатывается содержание учебника, включая иллюстративный и графический материал.
? Оформляется макет учебника.
Существуют определенные требования, которые предъявляются к учебнику, среди которых:
1. С использованием научных достижений, раскрыть основные вопросы учебной дисциплины.
2. Успешное изложение материала, которое позволит получить знания при самостоятельном изучении.
3. Показать взаимозависимость дисциплин друг от друга, предусмотреть непрерывность профессиональной подготовки.
4. Призывать студентов к использованию техники в процессе изучения дисциплины.
5. Учитывать особенности студентов, в том числе и возрастные.
Для учебного издания очень важна структура. Классическая структура учебника включает: содержание, введение, основные главы, методические рекомендации, указатели, библиография. Перед автором учебника стоит задача — обеспечить непрерывность подготовки в процессе обучения в учебном заведении. Особое значение уделяется иллюстрациям в учебнике. Иллюстративный материал должен быть целенаправленным и качественно оформлен. Если автор считает, что какие-то части учебника должны быть выделены, то необходимо сообщить об этом художникам. Для лучшего восприятия материала в учебниках могут быть использованы таблицы, графики, диаграммы, схемы, с помощью которых можно проследить связь между отдельными элементами и увидеть их развитие. Иллюстрации помогут сделать учебник удобным для прочтения и понимания. В каждом учебнике должны содержаться материалы, предназначенные для самостоятельной работы. По объему учебник должен соответствовать месту в учебном плане и времени, которое отводится на его изучение.
Последнее время становится популярным выполнять исследование в группе ученых. Такой вид работы получил название соавторства. Оно может выражаться в разнообразных формах: научный труд, подготовленный двумя и более авторами. Это дает возможность использовать материалы в дальнейшей работе любому из авторов. Но есть одно ограничение: обязательно нужно давать ссылку, что работа выполнена в соавторстве. Если соавтор подготавливает библиографию, графические и иллюстративные материалы, таблицы, то это обязательно отражается в оглавлении диссертации. Очень часто в соавторстве выполняются учебники, монографии, учебные пособия. В этом случае, авторы выполняют по разделу, главе или параграфу. Предисловие тогда будет содержать фамилии разработчиков. Однако не стоит забывать, что любое участие в научном труде другого автора, необходимо указывать и публиковать в научном труде, равно как и соавторов своей работы нужно обязательно указывать.