- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Актуальность диссертации
Диссертация начинается с введения, где обосновывается актуальность темы и выявляется степень ее изученности и проработанности. Может показаться, что определение актуальности довольно простая задача. Но трудность заключается в том, по какому признаку судить об актуальности.
В общем-то, объект может иметь множество сторон, которые вполне могут подвергаться научному исследованию. Но тема исследования, связанная с использованием тепла ядра Земли или создание дисциплин, которые мало популярны, вряд ли найдут практическое применение. Говоря об актуальности темы, необходимо иметь в виду ее значимость для решения практических задач, которые имеют значение на сегодняшний день.
Есть мнение, исходя из которого, главным в диссертационном исследовании считается результат, то признается актуальность результата исследования, то есть возможность использовать полученное решение на практике и для развития отрасли науки. Но в этом случае может произойти подмена понятий актуальности и научной новизны, поскольку результат не всегда может быть актуальным и уж тем более новым. Поэтому не стоит путать актуальность результат исследования и актуальности цели или актуальностью объекта.
Актуальность темы диссертации выражается в значимости поставленных вопросов.
Актуальность области исследования представлена новизной выбора анализируемых явлений.
Однако эти оба определения не говорят ни слова об актуальности полученных результатов. Можно выбрать область исследования, разработать новую тему, которую никто ранее не использовал, поставить цель и не получить актуальных результатов. Поэтому актуальность диссертации не следует сводить к возможности использовать полученные результаты для решения определенных задач.
Также актуальность диссертационного исследования связана с определение степени проработанности темы. Выявление мало изученных областей необходимых для установления актуальности темы. Важно иметь в виду, что, описывая состояние проработанности темы, обращать внимание следует на аспектах, которые разработаны авторами, а не акцентировать внимание на авторах, которым удалось придти к каким-то результатам.
При работе с литературой уделяется внимание достигнутым результатам и это часто приводит к тому, что автор пытается уместить в теоретическом разделе весь накопленный опыт по разрабатываемой проблеме, в то время как следовало бы выделить основные аспекты, необходимые для дальнейшего исследования. Также затруднение вызывают вопросы, связанные с выбором изданий. Соискатели, проходящие обучение в Москве, стараются акцентировать внимание на материалах, изданных в центральных городах России. Такой выбор оправдан, если диссертации являются основополагающими в этой области. Но, если акцент делается исключительно из местоположения работы, то это приведет к значительным потерям материала, потому как на периферии могут быть получены небывалые результаты в диссертационных исследованиях. Поэтому, при отборе материала для изучения, необходимо исходить из проблематики и значимости проблемы. Чтобы найти область для исследований, которая будет отвечать всем требованиям новизны и мало изученности, необходимо просмотреть немало работ, чтобы убедиться, что такая отрасль знаний вообще существует и представляет интерес для исследования. Именно на этом можно строить свою диссертацию, на неизученной отрасли. Либо, если такой не найдется, ориентироваться на актуальные вопросы, которые нуждаются в доработке или совершенствовании.