- Типы работ
- Форма обучения
- Учёба
- Личное развитие
- Общие советы
Выбор учебного заведения и области исследований
Если вы решили поступить в аспирантуру или стать соискателем, перед вами сразу встанет проблема выбора: нужно выбрать и учебное заведение (научно-исследовательский институт), кафедру, к которой вы должны будете на время примкнуть в качестве аспиранта или соискателя, и своего будущего научного руководителя, и тему, над которой вы будете работать на протяжении нескольких лет.
Решая все эти важные проблемы, вы можете воспользоваться советами друзей, родителей, коллег, своих бывших преподавателей, но решать окончательно предстоит вам самому
Самое простое и во многих случаях самое разумное решение – остаться, если это возможно, при той кафедре, на которой вы защитили дипломную работу. Это оптимальным образом обеспечит преемственность стадий профессионального роста. Вам в буквальном смысле будут помогать стены учебного заведения, которое вы закончили, где вы знаете всех и где все знают вас. Много времени наверняка будет сэкономлено уже только в силу того, что вы ориентируетесь в каталогах вузовской библиотеки, знаете реальную цену в науке и человеческие качества своих бывших преподавателей, можете использовать свои студенческие и преддипломные наработки в условиях привычной обстановки и окружения.
А если это невозможно? Если, допустим, вы уже не живете в городе, где учились, со времени окончания вуза прошло много лет, вы решили сменить научную специальность или заинтересовались смежной областью знания? В таких ситуациях надо решить ряд проблем. Многое в вашей жизни определится тем, какое решение вы сейчас примете. Если вы не нуждаетесь в стипендии и готовы платить за обучение, тогда ваша задача внешне упрощается, но придется приложить больше усилий, чтобы познакомиться с существующими возможностями.
Чтобы узнать, какие учебные заведения (научно-исследовательские институты) занимаются интересующими вас исследованиями, достаточно посещать университетскую библиотеку и систематически просматривать последние выпуски научных журналов и сборники научных трудов (конференций) по вашей специальности. По публикациям можно установить местонахождение учебных заведений, занимающихся соответствующими исследованиями.
Когда вы определились и выбрали несколько кафедр, наиболее для вас приемлемых, следует связаться с некоторыми из них, в первую очередь с теми, где, по вашему мнению, можно обсудить ваши планы, с учетом проводящихся у них работ. Можно послать письмо по почте, позвонить по телефону или посетить эти кафедры, предварительно договорившись о встрече. Наверняка, вы убедитесь, что в большинстве случаев сотрудники кафедры будут рады обсудить с вами научные проблемы.
Теперь ваша первоочередная задача – более конкретно определить область научных исследований, в которой вы будете работать. Подумайте, насколько ваши собственные интересы могут сочетаться с тем, что вы узнали о работе кафедры, с которой вы познакомились. Конечно, на этой стадии далеко не каждый имеет четкое представление о плане предстоящей работы, но вы должны убедительно рассказать том, какой вид исследований вы бы предпочли и почему вам хотелось бы работать именно на этой кафедре.
На этом этапе следует также оговорить все вопросы, касающиеся технической стороны вашей будущей работы. Например, выяснить, каким оборудованием оснащена лаборатория, будет ли у вас доступ к нему, какими возможностями располагает библиотека. Кроме того, при выборе кафедры очень важно учитывать свою психологическую совместимость с людьми, с которыми придется работать.
Если вы планируете учиться в аспирантуре, не оставляя работы, или не можете позволить себе частые поездки по какой-то другой причине, то при выборе места учебы следует учесть, что в настоящее время в большинстве регионов есть несколько учебных заведений, где можно работать над диссертацией. Поэтому тщательно изучите все возможности вашего региона.
Если вы решили пойти на новую для вас кафедру, вам надо осмотреться и познакомиться со своим потенциальным научным руководителем. При этом ваша задача – убедиться в том, что избранная вами кафедра, соискателем или аспирантом которой вы собираетесь стать, имеет хорошую репутацию, здесь работают авторитетные в научном мире профессора, ведутся интересные исследования, успешно защищаются аспиранты и соискатели, а молодые ученые становятся докторами наук.
Когда вас пригласят на собеседование, не стесняйтесь выяснить эти вопросы, чрезвычайно важные для успеха вашей работы. Постарайтесь собрать и проанализировать всю имеющуюся ин формацию о кафедре, ее сотрудниках, проводимых научно-исследовательских разработках и об их конкретном характере. Познакомьтесь с научными трудами сотрудников кафедры, постарайтесь как можно больше узнать об объеме работ, проводимых членами кафедры и аспирантами в настоящее время. Возможно, темы некоторых работ могут представлять интерес и для вас. Поговорите с соискателями, работающими на кафедре, и узнайте их мнение о положении дел.
Соглашайтесь стать аспирантом (соискателем) только в том случае, если вас устраивают оба момента – и организация работы в учебном заведении (на кафедре), и непосредственно сфера исследований.
Выбор условий работы. Важный аспект жизни аспиранта, определяющий качество исследований, – наличие рабочего места. Где конкретно вы будете проводить большую часть времени в ближайшие несколько лет? При выборе учебного заведения, в котором вы будете учиться в аспирантуре, вам нужно принять во внимание существующие там условия.
В некоторых учебных заведениях аспирантам предоставляются кабинеты для индивидуальной работы, в других аспиранты работают вместе со студентами в общем помещении. Иногда аспиранты получают стол для работы в небольшой комнате на несколько человек – так во многих вузах работают члены кафедры. Есть и такие учебные заведения, где аспирантам не предоставляется места для работы, а предполагается, что они должны работать дома или в библиотеках, лабораториях, других организациях или на практических занятиях.
Может оказаться, что вы не будете возражать против компании коллег по учебе и с удовольствием займете свое место в большой комнате, отведенной специально для аспирантов. А может, вас будет раздражать необходимость общаться с другими и слушать все, что они будут рассказывать, в то время как вам хочется работать в тишине. Возможно, вы любите одиночество и часы, не занятые экспериментами или другими видами сбора данных, проводите над книгой или за оформлением документации. Допустим, вы стремитесь четко разграничивать работу и общение и предпочитаете сами устанавливать эти границы. Но может оказаться, что изолированность вашего рабочего места приведет к возникновению чувства отчужденности и вы ощутите недостаток общения с другими аспирантами, а это мешает возникновению дискуссий и появлению новых идей.
По мнению некоторых, идеальное рабочее место – это письменный стол в комнате на двух-трех аспирантов, где проводить встречи, общаться с коллегами и в то же время иметь постоянный контакт с научным руководителем и другими членами кафедры. Но зачастую реальная жизнь далека от этого, и, возможно, вы будете вынуждены тесно общаться с людьми, которые по той или и причине вам неприятны. Один из них может беспрестанно курить, другой – постоянно говорить и развлекать приятелей, тогда как вы хотели бы сосредоточиться на работе.
Один может иметь привычку брать у вас что-либо, забывая возвращать, или оставлять на вашем столе свои вещи, а другой может надоедать совсем по-иному: задавать слишком много вопросов, назойливо интересоваться вашей личной жизнью, обсуждать чужие проблемы или успехи. И в довершение всего, ваше присутствие или отсутствие будет легко подмечаться другими, и вам, возможно чаще, чем того бы хотелось, придется отчитываться за свои отлучки. А вашего научного руководителя, который вроде бы находится где-то рядом, будет совсем не так-то просто найти, как казалось поначалу.